Вопрос о полномочиях Конституционного Суда РФ в Конституции РФ решен следующим образом. Статья 125 Конституции РФ в отличие от ст. 165-1 предшествующей Конституции после перечисления полномочий Конституционного Суда не закрепляет положение «рассматривает иные дела, если это предусмотрено законом и не противоречит его юридической природе», но в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ отмечается, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Пункт 7 ст. 3 действующего Федерального конституционного закона предусматривает, что Конституционный Суд осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, федеральным договором и федеральными конституционными законами. В этом же пункте закреплено, что Суд также может пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, «если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля» 1 .
1 См. подробнее: Александров А.И., Алиев Я.Л., Болотина Е.В., Величко А.М. и др. Конституционное право России: Учебник для вузов. СПб., 2012. С. 296 — 299.
Таким образом, пределы полномочий Конституционного Суда РФ, обозначая основные направления активности конституционного правосудия, выступают ориентирами совершенствования отечественного законодательства и в целом развития правовой системы.
Вопросы и задания для самоконтроля
Раскройте и охарактеризуйте конституционные принципы правосудия.
В чем заключается единство судебной системы Российской Федерации?
Какова система федеральных судов Российской Федерации?
Какова система судов субъектов Федерации?
Какова структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ?
Какова роль Конституционного Суда РФ в реализации Конституции и становлении новой российской государственности?
Глава 16. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СО СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ
§ 1. Уполномоченный по правам человека
В Российской Федерации
Институт Уполномоченного по правам человека был введен Конституцией РФ 1993 г. (п. «д» ст. 103) в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Деятельность Уполномоченного специально регламентируется положениями Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1 .
1 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
В зарубежных государствах по мере развития института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена, от швед. ombudsma№, стар. норв. — «представитель») были выработаны три основные модели компетенции указанного органа:
1) историческая, или контрольно-императивная (омбудсмены ригсдага в Швеции, парламентский омбудсмен в Финляндии и др. 1 );
1 О становлении института омбудсмена в скандинавских государствах см. подробнее: Мелик-Дадаева И. Институт омбудсмана (история, основные функции и особенности деятельности в скандинавских странах) // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1986. № 94.