2) классическая, или контрольно-рекомендательная (Парламентский уполномоченный по расследованиям в Новой Зеландии, Парламентский уполномоченный по делам администрации в Великобритании, федеральные посредники в Бельгии и др.);
3) правозащитная (Уполномоченный по гражданским правам в Республике Польша 1 , Народный защитник в Испании, Омбудсмен (акыйкатчы) Кыргызской Республики и др.). В Российской Федерации выбрана правозащитная модель компетенции уполномоченных по правам человека (омбудсменов) 2 .
1 О становлении института омбудсмена в восточноевропейских государствах см. подробнее: Власов И. Защита гражданских прав личности в Польше (институт омбудсмана): Обзор. М., 1990.
2 Эмих В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 8.
В частности, к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относится способствование:
1) восстановлению нарушенных прав;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина;
3) приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
4) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
5) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основной метод работы омбудсмена — рассмотрение и проверка жалоб, поступающих от граждан, на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятым по его делу решением. При этом решения федерального и региональных парламентов по общему правилу не подлежат обжалованию. Практически во всех странах граждане имеют прямой контакт с омбудсменом. Исключением являются Франция и Великобритания, где жалобы подаются только через членов парламента.
Систему принципов эффективного функционирования уполномоченных по правам человека составляют: независимость (институциональная, функциональная и персональная); доступность (информационная — высокий уровень информированности населения о деятельности Уполномоченного и организационная — способ организации работы Уполномоченного по правам человека и его аппарата с учетом физической возможности и удобства обращения с жалобой для всех жителей страны); оперативность (восстановление нарушенных действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих прав и свобод индивидов за минимальный срок с момента начала производства по жалобе); законность; справедливость; гласность; взаимодействие с другими государственными органами, обеспечивающими права и свободы человека и гражданина; соответствие поставленных перед Уполномоченным по правам человека задач и предоставленных полномочий 1 .
1 Семенова А.Ю. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 11 — 12.
Важным условием эффективности деятельности Уполномоченного выступает необходимость обеспечения его функциональной и организационной независимости.
Уполномоченный назначается на должность (и освобождается от должности) Государственной Думой РФ сроком на пять лет, считая с момента принесения им своей присяги 1 . Кандидатуры на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы или депутатскими объединениями в Государственной Думе. Претендент на эту должность должен быть гражданином Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющим познания в области прав человека и опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.