Закон прямо запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (п. 3 ст. 11). Такой подход продиктован необходимостью не просто обеспечить единство системы прокуратуры Российской Федерации, с учетом ее конституционно-правового статуса и осуществляемых функций — пресекаются попытки нарушения единства правового поля, а по сути — единства правовой системы Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации построена на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и поставленному на вершину системы прокуратуры Генеральному прокурору РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Претендовать на эту должность могут только граждане Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающие определенным требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам (наличие высшего юридического образования, соответствующих профессиональных и моральных качеств, здоровья, несудимые и т.д.). Если Совет Федерации не поддержит предложенного Президентом кандидата, в течение 30 дней представляется новая кандидатура. Вновь назначенного Генерального прокурора РФ приводит к присяге Председатель Совета Федерации.
Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. При этом в настоящее время количество сроков пребывания на должности не ограничено. Более того, правила предельного возраста нахождения на службе на Генерального прокурора не распространяются.
Систему прокуратуры Российской Федерации образуют:
1) Генеральная прокуратура РФ;
2) прокуратуры субъектов Федерации;
3) специализированные прокуратуры (военные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов), приравненные к прокуратурам субъектов Федерации;
4) прокуратуры городов и районов;
5) территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
6) научные и образовательные организации, редакции печатных изданий прокуратуры.
Прокуратура является государственной военизированной организацией. В прокуратуре предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба.
Прокуратура осуществляет следующие функции:
1) надзорная функция 1 , включающая надзор за:
1 Традиционные в настоящее время отрасли прокурорского надзора (общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений) впервые были установлены Положением о Прокуратуре Союза ССР, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. (СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2б).
— исполнением законов (федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами общественного контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций), а также за законностью издаваемых ими правовых актов;
— соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
— исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;