2) процессуальная функция, включающая:
— уголовное преследование;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;
— координацию деятельности правоохранительных органов (полиции, органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и др.) по борьбе с преступностью;
— участие в рассмотрении дел судами;
3) правозащитная функция, реализуя которую органы прокуратуры:
— опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
— рассматривают заявления, жалобы и иные обращения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;
— проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
4) правотворческая функция, заключающаяся в праве прокурора вносить в законодательные органы (или органы, обладающие правом законодательной инициативы) соответствующие предложения (об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов);
5) информационная функция:
— прокуратура информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности;
— выпускает специальные издания (ежемесячный правовой научно-практический журнал «Законность», а также научно-практический журнал Академии Генеральной прокуратуры «Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации»).
При реализации своих надзорных полномочий органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Закон закрепляет принцип, согласно которому любые законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
§ 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
и избирательные комиссии субъектов Федерации
В ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 представлен полный перечень видов избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это — Центральная избирательная комиссия РФ (далее — ЦИК России), избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
1 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
При проведении выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Различают три уровня выборов — федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам выборы подразделяются на выборы в федеральные и региональные законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления.
Правовой статус ЦИК России как государственного органа проявляется в следующем:
— в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— они осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;