— их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Федерации);
— они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений политических партий и иных общественных объединений;
— они обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством;
— их акты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
— они наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— они имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.
В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Именно в соответствии с этим принципом в начале 1995 г. была сформирована ЦИК России.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» состав ЦИК России назначается в равной численной пропорции Государственной Думой и Советом Федерации как палатами Федерального Собрания и Президентом РФ как главой государства. Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса по установленной процедуре пять членов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной Думе, пять членов Комиссии — Советом Федерации Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, и пять членов Комиссии — Президентом РФ.
Государственные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более 1/3 от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это обстоятельство придется учитывать законодательному и исполнительному органам при осуществлении процедуры назначения членов комиссии, координируя по времени свои действия.
Федеральное законодательство о выборах в целях обеспечения избирательных прав граждан и иных субъектов избирательного процесса (избирательных объединений и блоков, кандидатов) закрепляет институт членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. После регистрации кандидата или списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией зарегистрированный кандидат либо избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата или список кандидатов, а также в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ввел как некоторые ограничения при формировании состава избирательных комиссий, так и преимущества, связанные с осуществлением функций членов комиссии.
Так, членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица этих же органов, судьи, кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса не может быть одновременно членом вышестоящей и нижестоящей, соответственно уровню выборов, избирательной комиссии. Важно отметить, что этим Федеральным законом впервые установлен срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, который истекает одновременно с прекращением полномочий самой комиссии.