Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Федерации.
В течение всего срока полномочий, как и их федеральные коллеги, депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации обладают депутатской неприкосновенностью. По общему правилу депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению прокурора субъекта его парламентом. Этот вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений ст. ст. 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» 1 , где была изложена следующая правовая позиция:
1 СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.
«В силу ст. 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти устанавливаются федеральным законом. Общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, установление которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «н» ч. 1, Конституции Российской Федерации), в том числе, следовательно, и те принципы, которые относятся к статусу депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, закрепляются в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (ст. 76, ч. 2, Конституции Российской Федерации).
Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со ст. ст. 1 (часть 1), 3 (ч. ч. 1, 2 и 3), 5 (ч. 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования статуса парламента субъекта Российской Федерации и его членов, следует, что федеральный законодатель, закрепляя в п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, не нарушает предписаний Конституции Российской Федерации.
Между тем положениями п. п. 1, 2, 3 и 4 ст. 13 и п. п. 1, 2, 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 11.12.2002) в их взаимосвязи устанавливается запрет на привлечение депутата к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на осуществление связанных с этим мер уголовно-процессуального и административно-процессуального характера и на передачу дела в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому тем самым в данном вопросе предоставляются неограниченные дискреционные полномочия. Установив такой запрет, федеральный законодатель нарушил Конституцию Российской Федерации, ее ст. ст. 10, 19 (ч. 1), 46 (ч. 1), 118 и 126″.