§ 3. Суды субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» 1 к судам субъектов Федерации отнесены их конституционные (уставные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Согласно ст. 27 Закона конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
1 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, т.е. на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов Федерации.
Конституционный суд республики в составе Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок формирования и деятельности конституционных судов республик определяются конституцией республики и соответствующим республиканским законом.
Конституционные суды республик состоят из судей, назначаемых на должность Законодательным Собранием республики по представлению главы республики. Свои полномочия конституционный суд республики вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Полномочия судьи конституционного суда республики не ограничены определенным сроком. Конституционный суд республики разрешает дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поводом к рассмотрению дела является обращение в конституционный суд республики. Обращение направляется в конституционный суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать установленным законом требованиям.
Правом на обращение в конституционный суд республики обладают глава республики, законодательное собрание республики, депутаты законодательного собрания республики, прокурор республики, уполномоченный по правам человека республики, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические лица и граждане.
Основаниями к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли конституции республики тот или иной закон республики, нормативные правовые акты (или их отдельные положения) законодательного собрания республики, главы республики, правительства республики, иных органов исполнительной власти республики, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты (их отдельные положения) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также обнаружившаяся неопределенность в понимании положений конституции республики.