— регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и др.
3. В сфере развития инфраструктуры:
— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
— в сфере водоснабжения и водоотведения, по организации теплоснабжения и др.
Помимо установленных законом собственных полномочий, органы местного самоуправления реализуют отдельные полномочия, делегированные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с обеспечением финансовых основ реализации указанных полномочий) 1 .
1 Мокшина М.А. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Вестник Удмуртского гос. ун-та. 2011. № 2. С. 82 — 88.
Далее обратимся к рассмотрению конституционных гарантий местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 133 Конституции РФ таковыми выступают:
1) право на судебную защиту;
2) право на справедливую (соразмерную) компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
3) конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных на федеральном уровне.
Как отмечает Н.С. Бондарь, важным элементом системы конституционных гарантий местного самоуправления выступают особые свойства актов местного самоуправления, обеспечивающие дополнительный «контур независимости». В силу их правовой природы «они не могут быть отменены никаким другим органом или должностным лицом, кроме тех, кто их принял. Что же касается полномочий суда, то он, не отменяя правовой акт, может признать его противоречащим закону: если акт издан органом или должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства. В случаях, когда нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации, суд вправе обязать редакцию средств массовой информации опубликовать в установленный срок сообщение о принятом решении» 1 .
1 Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. М., 2008. С. 108.
Кроме того, необходимо учитывать, что судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к рассмотрению вопросов местного самоуправления (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области 1 ; от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2 ; от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»; от 3 ноября 1997 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» и др.).