1 Алексеев С.С. Конституция: надежды и действительность // Известия Уральского гос. ун-та. 1998. № 8. С. 4 — 72.
2 Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты) // Обозреватель. Спецвыпуск. 1993. № 17 — 18 (21 — 22). Т. I. С. 74 — 93.
3 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 — 1993 гг.). В 6 т. М., 2009. Т. 5. С. 609 — 651.
На VI Съезде народных депутатов Российской Федерации проект новой Конституции фактически не обсуждался. Съезд ограничился принятием Постановления «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» 1 , которым одобрил общую концепцию конституционных реформ, а гл. XVI — «Федеральная законодательная власть» и XVII — «Президент Российской Федерации, федеральная исполнительная власть» поручил доработать с учетом предложений и замечаний Президента РФ.
1 Постановление Съезда народных депутатов РФ от 18 апреля 1992 г. № 2697-1 «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 979.
Одновременно продолжался процесс модернизации действующей Конституции РСФСР. 21 апреля 1992 г. в текст Основного Закона были внесены изменения, связанные с фактом распада СССР и существования России как самостоятельного государства, в частности введено новое название государства — «Российская Федерация — Россия» 1 . Кроме того, в Конституцию был включен ряд норм, подчеркивающих приоритет представительных органов власти, и одновременно расширены полномочия Президента РФ; изменены, расширены и уточнены характеристика и полномочия Конституционного Суда РФ; к тексту Конституции приложен подписанный 31 марта 1992 г. Федеративный договор.
1 Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.
18 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин, выступая в Барнауле, заявил, что де-факто в России существует конституционный кризис. Новая Конституция должна узаконить сильную президентскую форму правления — этого требует переходный период. Поскольку Съезд не согласится с самоупразднением, нужно либо дать Президенту право самому объявлять референдум, либо собрать подписи за проведение референдума.
К концу 1992 г. появился еще один вариант «официального проекта» Конституции РФ, который тоже не был принят. В итоге ни один из последующих съездов народных депутатов РФ не смог решить вопрос о новой Конституции из-за острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти, которые касались не только содержания Основного закона, но также процедуры его принятия (на съезде или на всенародном референдуме). Например, в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РФ принял Постановление о проведении всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ 1 .