1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 20. Ст. 1757.
2 См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusco№stitutio№.ru/term/69/) все материалы Конституционного совещания (нормативные акты и документы, все стенограммы его пленарных заседаний, заседаний рабочей комиссии, заседаний групп представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей по доработке проекта Конституции, материалы Общественной и Государственной палат, Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, с 29 апреля по 10 ноября 1993 г.).
Конституционное совещание состояло из нескольких палат и работало до начала июля 1993 г. За это время в его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложений к проекту Конституции. После их обсуждения первоначальный «президентский вариант» был дополнен целым рядом новелл, включая главу «Основы конституционного строя», а также институт Уполномоченного по правам человека. Итоговый вариант проекта новой Конституции РФ был одобрен Конституционным совещанием 12 июля 1993 г.
Однако уже в конце июня 1993 г. Верховный Совет РФ принял решение отказаться от сотрудничества с Конституционным совещанием и активизировал работу Конституционной комиссии, которой поручил доработать парламентский проект Конституции с учетом варианта Президента России и предложений субъектов Федерации 1 .
1 Постановление Верховного Совета РФ от 25 июня 1993 г. № 5240-1 «О работе над проектом новой Конституции Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 27. Ст. 1025.
Параллельно Верховный Совет продолжал работу по уточнению порядка принятия нового Основного закона. 16 июля 1993 г. депутаты одобрили в первом чтении проект Закона РФ «О порядке принятия Конституции Российской Федерации» 1 . Ключевым нововведением законопроекта стала идея принятия Конституции не только Съездом народных депутатов, но и на всенародном референдуме. Тем самым была сделана попытка перехватить инициативу у Президента, который в своем противостоянии с парламентом постоянно и достаточно успешно использовал непосредственное обращение к народу и процедуры прямого народовластия.
1 Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. № 5455-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О порядке принятия Конституции Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1255.
В результате в конце июля 1993 г. на рассмотрение представительных органов власти субъектов Федерации были направлены сразу два проекта Конституции РФ 1 . Один — подготовленный Конституционным совещанием, другой — Конституционной комиссией. И Президент, и Верховный Совет РФ надеялись, что обсуждение проектов завершится примерно к середине сентября 1993 г. Однако на практике этого не получилось — региональные Советы народных депутатов, столкнувшись с неоднозначными предложениями федерального центра (вдобавок подрывающими саму основу их существования), в большинстве попросту устранились от обсуждения проектов Конституции.