Термин «основы» употребляется в философском смысле для характеристики сущности явления. В предметном поле конституционного права термин «основы» подчеркивает особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывает на источник 1 , то главное, на чем базируется определенное явление 2 . Свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах.
1 Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма. Конституционные вопросы. Саратов, 1979. С. 45.
2 Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма. Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983. С. 68 — 69.
Следует отметить, что современный российский конституционный процесс характеризуется рядом особенностей. Во-первых, налицо усиление непосредственно-регулирующего воздействия Конституции на все основные сферы социального и общественного развития. Во-вторых, наблюдается постепенное исключение из Конституции норм, носящих преимущественно политико-идеологический характер. Так, например, исключение термина «политическая система» из механизма конституционного регулирования устоев российского общества не означает, что политическая система как реальность и научная категория не существует. В условиях правового государства существенно меняется роль политических институтов (партий, общественных организаций и массовых движений) и других звеньев политической системы в механизме осуществления власти. Становление подлинно гражданского общества в России объективно предопределяет роль и место Конституции в утверждении общепризнанных человеческих ценностей. Конституция должна не только установить пределы действия государства, его органов и их «вмешательство» в гражданское общество. Социальное назначение Конституции состоит в создании юридических основ незыблемости гражданского общества. Именно конституционный строй призван гарантировать развитие демократических начал самоуправления во всех сферах жизнедеятельности общества. Если в обществе тверды ценности, которые не может изменить любая власть, значит, оно является поистине гражданским обществом.
Конституционный строй должен способствовать общественному прогрессу, а не служить тормозом на пути развития общества или быть антирегулятором.
Сущность строя находит свое выражение в социально-экономических, культурных и политических отношениях. Государство воздействует на строй посредством прежде всего конституционного регулирования 1 . Объектом последнего является не весь общественный строй, а лишь его основы: власть, суверенитет, права и свободы человека, собственность, составляющие устои любого общества. Конституционные предписания, направленные на правовое оформление основных общественных отношений, образуют своего рода нормативную «платформу» конституционного строя.
1 См. подробнее: Страшун Б.А. Конституционное (государственное) зарубежных стран: Учебник: В 4 т. М., 1993. Т. 1. С. 127.
Основам конституционного строя придается необратимый характер с целью полного исключения возможности их ревизии и «свертывания» с помощью текущего (неконституционного) законодательства или иным способом. Способом придания необратимости основам конституционного строя является закрепление в гл. 1 Конституции РФ верховенства Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, а также установление особого порядка внесения поправок (изменений и дополнений) в эту главу. Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в процедуре референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135 Конституции РФ).