Российское государство, как известно, характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Республиканская форма правления, в отличие от монархической, характеризуется тем, что народ, осуществляя свою власть, непосредственно или через избранных представителей формирует высшие органы государственного управления, в том числе избирает главу государства, который должен быть периодически сменяемым и ответственным перед народом 1 .
1 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 12.
Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. В классической президентской республике глава государства избирается народом путем прямых выборов, не несет политической ответственности перед парламентом, но и не может распустить его. Правительство ответственно только перед президентом, который является главой исполнительной власти. В парламентской республике президент чаще всего избирается парламентом. Им же формируется правительство, которое ответственно не перед президентом, а перед парламентом 1 .
1 См. подробнее: Симонишвили Л.Р. Государственно-правовая модель республики со смешанной формой правления (теоретический анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Альберт Р. «Выгоды», доступные президентским республикам, в условиях парламентских демократий // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 3 (82). С. 32 — 58; Шулькина А.Л. Президентская республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. № 2. С. 117 — 120; Шаишмелашвили Л.И. Президентская республика — форма государственного правления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тбилиси, 2001; Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. № 7. С. 16 — 19; Кайнов В.И. Президентская республика как форма правления: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995.
Конституционная модель республики означает, что с принятием Конституции 1993 г. Российское государство следует рассматривать как новую конституционную организацию государственной власти, учрежденную российским многонациональным народом 1 .
1 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 87 — 88.
Таким образом, Россию нельзя отнести ни к одному из классических видов республик. Она сочетает в себе некоторые признаки президентской республики: всенародное избрание главы государства, политическая ответственность Правительства перед ним, широкий круг полномочий Президента в сфере исполнительной власти. В то же время ей присущ и ряд признаков парламентской республики: Президент РФ не возглавляет Правительство РФ, может распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Вопреки распространенному мнению о якобы «суперпрезидентском» характере Российской республики 1 в Конституции РФ изначально заложена модель президентско-парламентской республики с «неклассическим» разделением властей.
1 См., например: Авакьян С.А. Конституция России: сложный юбилей // Российская Федерация сегодня. 2003. № 22 (http://archive.russia-today.ru/2003/№o_22/22_10_1.htm); Голосов Г.В. Вопрос вопросов // Газета. 2012. 6 февраля (http://www.gazeta.ru/comme№ts/2012/02/06_x_3989957.shtml); Shevtsova L.F. The Problem of Executive Power i№ Russia // Jour№al of Democracy. 2000. Vol. 11. № 1. P. 32 — 39; Fish M.S. The Pitfalls of Russia№ Superpreside№tialism // Curre№t History. 1997. October. P. 326 — 330; Idem: Whe№ More Is Less: Superexecutive Power a№d Political U№derdevelopme№t i№ Russia // Russia i№ the №ew Ce№tury: Stability or Disorder? / V.E. Bo№№ell, G.W. Breslauer (eds). Boulder, Colo.; Oxford, UK, 2001. Р. 15 — 34; Моисеев С.В. Искушение суперпрезидентской системой // Pro et Co№tra. 1998. Т. 3. № 3. С. 74 — 86 и др.