Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. УЧЕБНИК — Страница 247 — Ваш юрист

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. УЧЕБНИК

156 Об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной (непроцессуальной) деятельности подраздел 15.1.2.2 настоящей работы.

15.1.2. Оперативно-розыскная деятельность

15.1.2.1. Общая характеристика

Обычно преступники принимают меры к сокрытию факта и следов совершенного ими преступления. Поэтому обнаружить свидетельства имевшего место преступления, собрать доказательства и раскрыть преступление с помощью лишь уголовно-процессуальных мер (производства дознания или предварительного следствия) невозможно. В этой связи некоторые органы дознания наделены полномочием производить оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность — это система предусмотренных законом и ведомственными нормативными актами действий (мероприятий), осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельность в определенной степени взаимосвязаны. Они направлены на решение одних и тех же целей. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

в) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;

г) установление имущества, подлежащего конфискации 157. Аналогичны и задачи, стоящие перед дознанием и предварительным следствием.

157 Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Между тем оперативно-розыскная деятельность в содержание уголовно-процессуального дознания, а тем более предварительного следствия не входит. Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан.

В отличие от предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении и предварительного расследования оперативно-розыскная деятельность может иметь негласный характер. Данные о большинстве применяемых здесь методов представляет собой совершенно секретные сведения.

В частности, документирование преступных действий осуществляется путем применения следующих оперативно-розыскных средств:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

Предварительное расследование состоит из действий аналогичных тем, которые названы под номерами 1, 3, 5, 710, 14 вышеприведенного перечня. Однако порядок производства уголовно-процессуальных действий может существенно отличаться от процедуры реализации оперативно-розыскных мер.

Пожертвованите на развитие ресурса