55 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 1 «О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 293.
Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц 56.
56 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 282.
Несмотря на то что арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридического правосознания, повышения их активности в рассмотрении судебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга впервые назначенным арбитражным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемые к судьям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.
Независимость судей и подчинение их только закону — это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных, прежде всего, в ст. ст. 9 — 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Речь идет о следующих правовых положениях:
— требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения 57;
57 См. об этом подробнее подраздел 4.2.7 настоящей работы.
— присяга судей;
— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;
— запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия 58;
58 См. об этом подробнее подраздел 13.2 настоящей работы.
— установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
— право судьи на отставку;
— неприкосновенность судьи;
— система органов судейского сообщества;
— предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
— обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;
— право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.
Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей 59.
59 письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. № С5-7/ОУ-805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. № ВК-6-08/835 «О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. № 1.