1.2.3. Особое место конституционного контроля
и правосудия в системе правоохранительных функций
Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась «Суд и правосудие в СССР» 11.
11 См., к примеру: Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение». М.: Юрид. литература, 1976. 376 с.; Суд и правосудие в СССР: Учебник для студентов юридических институтов и факультетов / Отв. ред. М.П. Шаламов. М.: Юрид. литература, 1974. 360 с.; и др.
Они имеют общий элемент — правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.) 12.
12 Подробнее см. в разделах 3.1, 3.4.2.6 и 4.1 настоящей работы.
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов.
Круг государственных и негосударственных органов,
выполняющих правоохранительные функции
Исходя из смысла дефиниции «правоохранительная деятельность», можно сформулировать определение понятия «правоохранительный орган». Критериями, или признаками, правоохранительного органа следует считать:
1) правовую регламентацию его статуса и деятельности;
2) стоящие перед ним задачи — это защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи 13.
13 Здесь речь идет о понятиеобразующих признаках — характеристиках отличающих правоохранительный орган от смежных органов, не являющихся правоохранительными. Некоторые же ученые характеризуют основные черты правоохранительного органа, которые также присущи большинству правоохранительных органов ( Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие. М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 13 — 14). Однако эти же основные черты («определенная организационная форма», «конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции», «системное построение с учетом федеративного устройства РФ», «структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности», «подконтрольность определенным органам государственной власти») могут быть присущи и органам, не являющимся правоохранительными.