Ряд институтов курса «Правоохранительные органы» в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины «Уголовный процесс». Помимо уже названных — понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, — к таковым также следует отнести:
— институт процессуальной самостоятельности следователя;
— процессуальный статус руководителя следственного органа;
— процессуальные права адвоката, выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
— общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
— средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— характеристику таких направлений деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов.
В рамках курса «Правоохранительные органы» изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.
Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия. Административная же юрисдикция — часть предмета дисциплины административного права. Соответственно для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности. Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе «Правоохранительные органы», как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.
Дисциплина «Правоохранительные органы» в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать, по меньшей мере, редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
2.1. Общая характеристика законодательства
о правоохранительных органах и их деятельности
Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ (РСФСР) и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативно-правовыми актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами.
Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. По своему содержанию их можно разделить на несколько групп: