Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Конспект — Страница 164 — Ваш юрист

Гражданское право. Конспект

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом ГК РФ в интересах клиентов устанавливает пределы регулирования соглашением сторон ответственности перевозчика: по общему правилу она может быть только повышена по сравнению с законом. Соглашения об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Кроме того, транспортным законодательством не допускаются также соглашения, имеющие целью ограничить или устранить ответственность грузоотправителей или грузополучателей (ст. 114 УЖТ РФ, ст. 122 КВВТ РФ).

Ответственности по договору перевозки присущи значительные особенности. Во первых, в качестве исключения из принципа безвиновной ответственности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ) в большинстве случаев предусмотрено правило об ответственности участников перевозки при наличии вины. Во вторых, она носит ограниченный характер: а) по общему правилу возмещению подлежит реальный ущерб в установленном законом размере, упущенная выгода не взыскивается; б) установленные законом неустойки носят, как правило, исключительный характер; в) ограничивается размер пени, взыскиваемой за длящееся правонарушение.

Перевозчик по общему правилу отвечает за просрочку доставки груза, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. ответственность основывается на принципе вины (ст. 97 УЖТ РФ, ст. 116 КВВТ РФ, ст. 166 КТМ РФ). Размер неустойки определяется, как правило, в процентном отношении к провозной плате за каждые сутки (час) просрочки, устанавливается предельный размер такой ответственности (например, на воздушном транспорте штраф взимается за каждый час просрочки в размере 25% минимального размера оплаты труда, но не более чем 50% провозной платы).

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность грузов, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, перевозчик отвечает за несохранность груза при наличии вины.

Перевозчик обязан возместить причиненный реальный ущерб в установленных законом пределах: а) в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере его стоимости. Возмещение ущерба производится исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Если груз был сдан к перевозке с объявлением его ценности, то ущерб возмещается в размере объявленной стоимости груза. В соответствии с п. 3 ст. 796 ГК РФ наряду с возмещением реального ущерба перевозчик возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Пожертвование на развитие ресурса