В планах Министерства внутренних дел РФ предусмотрено внедрение в практику предварительного расследования полиграфа (детектора лжи). Основные правила применения полиграфа заключаются в том, что:
1) к работе на нем допускаются врачи-психиатры — специалисты в области психофизиологических исследований, работающие в одном из пяти государственных учреждений. Этими учреждениями являются:
а) Главный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ;
б) Институт криминалистики ФСБ России;
в) Экспертно-криминалистический центр ГУВД Москвы;
г) две лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ;
2) исследование участников уголовного процесса с использованием полиграфа возможно в рамках так называемой психофизиологической экспертизы;
3) применение полиграфа допускается лишь с согласия участника уголовного процесса;
4) процесс применения полиграфа должен быть зафиксирован с помощью видеозаписи, в кадре которой обязательно должны находиться лицо исследуемого и экран компьютера полиграфа;
5) не подлежат исследованию с помощью полиграфа лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах 1.
1 Фалалеев М. Детектор лжи для свидетеля. Применение полиграфа в милиции станет нормой // Российская газета. 2007. 16 янв.
Действительно, какие-либо технические или законодательные препятствия для применения полиграфа в уголовном судопроизводстве отсутствуют. Однако проблема в другом: в каких целях и в каком качестве будут использованы результаты исследования с помощью полиграфа? Сотрудники Министерства внутренних дел РФ и авторы статьи «излучают» оптимизм вплоть до того, что при применении так называемого детектора лжи «совсем не обязательно проводить долгое и нудное расследование». Этот оптимизм вряд ли можно разделить. Представляется, что результаты психофизиологической экспертизы могут быть использованы только в оперативно-розыскной деятельности и поисковой работе следователя, но не в качестве доказательств по уголовному делу.
При производстве следственного действия следователь вправе привлечь к участию в нем должностное лицо государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК.
12. Обязательность взаимодействия следователя с:
1) органом дознания;
2) средствами массовой информации;
3) населением (ст. 37, 38 УПК и др.).
Последние две формы взаимодействия в уголовном судопроизводстве характерны также для оперативно-розыскной и в какой-то мере уголовно-процессуальной деятельности органов дознания.
13. Наличие ведомственного контроля (ст. 39, 40, 40.1, 41, 225 УПК и др.) и в ограниченных пределах прокурорского надзора за предварительным следствием (ст. 37, 221, 222 УПК и др.) и судебного контроля (ст. 29, 108, 165 УПК и др.).
Правомочия прокурора за соблюдением законов в стадии предварительного расследования могут быть подразделены на две группы:
1) полномочия, связанные с соблюдением законов при расследовании преступлений и его оперативно-розыскным сопровождением. Они изложены в главе о процессуальном статусе участников процесса;