Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. УЧЕБНИК — Страница 344 — Ваш юрист

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. УЧЕБНИК

2) установления объективной истины по делам для решения вопросов о виновности или невиновности несовершеннолетнего и назначения ему справедливого наказания или освобождения его от уголовной ответственности или наказания;

3) обеспечения надлежащей социально-правовой защиты несовершеннолетнего обвиняемого.

Сложности достижения перечисленных целей обусловлены социально-психологическими характеристиками несовершеннолетних, связанными с их возрастом. Среди них специалисты в области психологии, криминалистики и уголовного процесса выделяют:

1) незрелость мышления несовершеннолетних. Она проявляется в неумении несовершеннолетних анализировать и обобщать жизненные ситуации, мыслить в логической последовательности, предвидеть социально-правовые последствия своих решений и действий, отсутствие самостоятельных оценок событий и т.п.;

2) отсутствие достаточного социального опыта и прочных широких, глубоких знаний. Социальная действительность и знания о ней — многогранны и безграничны. Поэтому в силу возраста несовершеннолетние объективно не в состоянии ими овладеть к моментам совершения преступления или производства предварительного расследования в той мере, в какой это необходимо для осознанного, активного и законопослушного участия в жизни семьи, общества и государства;

3) неустойчивость психики и повышенная эмоциональность. Неустойчивость психики несовершеннолетних лиц обусловлена продолжающимся процессом ее развития и высоким темпом развития познаваемой общественной жизни. В связи с этим новые и многообразные впечатления постоянно «накладываются» друг на друга, не оставляя несовершеннолетним времени для осмысления ранее воспринятых впечатлений. В результате этого они более возбудимы, чем взрослые, а их психическое состояние отличается повышенной эмоциональностью;

4) неустойчивость поведения. Неустойчивость психики, быстрая возбудимость, повышенная эмоциональность, отсутствие достаточных опыта и знаний влекут за собой неумение несовершеннолетних лиц владеть своими чувствами и эмоциями и, как следствие, вызывают неустойчивость и противоречивость их поведения. При этом на поведение несовершеннолетних лиц оказывают существенное влияние тип организации нервной системы, черты характера, индивидуальная и общая культура поведения в обществе, в том числе в семье 1;

1 Более подробно об этом Рузанова Н. Дети ваши будут вашими судьями // Российская газета. 2005. 5 авг. и др.

5) повышенные внушаемость и самовнушаемость. Эта характеристика несовершеннолетних является следствием взаимодействия вышеперечисленных социально-психологических факторов. Она должна быть учтена в процессе расследования и судебного разбирательства, поскольку психологическое давление дознавателя, следователя, судьи и других участников процесса на этих лиц может привести к искажению в их показаниях фактических обстоятельств совершенного преступления;

6) склонность к фантазиям и подражанию. Несовершеннолетие — время мечтаний и идеалов, стремления к повзрослению и желания подражать избранному идеалу или идолу. Вместе с другими характеристиками они порождают фантазии, смешение фантазий с реальностью, что ведет в итоге к подражательности поведению какого-либо идола, который не всегда представляет собой положительный образ.

Приведенный перечень социально-психологических характеристик несовершеннолетних не является исчерпывающим.

С учетом этих характеристик во многих странах существуют специальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, цель которых заключается в обеспечении прав и законных интересов этих лиц дополнительными процессуальными гарантиями. В связи с этими обстоятельствами Генеральная Ассамблея ООН разработала Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как Пекинские правила (1985 г.).

Пожертвование на развитие ресурса