По такой схеме примерно организован уголовный процесс Германии;
3) смешанное судопроизводство государств, придерживающихся англосаксонской системы права (Англия, США и некоторые другие государства).
С точки зрения официальной доктрины в этих государствах уголовный процесс может иметь место только в суде. Действия полиции и других государственных органов не признаются уголовно-процессуальной деятельностью. Вместе с тем результаты этой «административной юрисдикции» могут быть использованы в качестве процессуальных доказательств. Процедуры этого полицейского расследования регламентированы частично законами, судейскими правилами и прецедентами. Однако в целом они слабо формализованы. Рассматриваемое полицейское расследование проводится в ярко выраженной розыскной форме, несмотря на то что в нем принимает участие защитник. Лицо, в отношении которого ведется расследование, является объектом исследования, хотя у него имеется ограниченный круг прав. Участие судьи на этом этапе сводится лишь к контролю над законностью применения органами полиции некоторых мер процессуального принуждения, в частности заключения под стражу.
По делам, направляемым в суд, присутствует предварительное рассмотрение дела судом, представляющее собой состязательную процедуру. Оно производится с участием сторон. Именно на этом этапе обвиняемый знакомится с формулировкой обвинения и доказательствами, предъявляемыми стороной обвинения. Обвиняемый имеет право давать объяснения по поводу предъявленного обвинения, представлять оправдательные доказательства. Однако судья в этом случае не принимает дело к своему производству и не производит сбор доказательств. Сохраняя нейтральность и беспристрастность, судья не берет на себя ответственность за качество предварительного рассмотрения обвинения. Поэтому он лишь рассматривает и фиксирует доказательства, представленные сторонами.
Тема 37. Уголовный процесс некоторых зарубежных государств
§ 1. Уголовный процесс государств
романо-германской (континентальной) системы права
В современном мире существует несколько национальных моделей уголовного судопроизводства, среди которых для России определяющее значение имеют романо-германская (континентальная) и англосаксонская (островная) системы права. Одним из основных различий между ними служит преобладающая роль в уголовном судопроизводстве либо законодательства, либо судебной практики (прецедентов). Однако в силу глобализации мировых процессов существует очевидная тенденция к сближению этих моделей. Если в континентальной системе права, к которой относится российский уголовный процесс, возрастает нормотворческое значение судебной практики, то в странах общего права все большее развитие получает закон, трансформирующий суд из органа правотворческого в орган правоприменительного характера 1.
1 Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. М., 1996. С. 3, 155; Боботов С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития. М., 1989. С. 124 — 125; Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 102 и др.
С точки зрения «идеальных» моделей уголовный процесс всех государств является смешанным, поскольку в нем присутствуют как розыскные, так и состязательные начала. С точки зрения «исторических» моделей уголовный процесс демократических государств относится к публично-исковому типу, в котором обеспечиваются как частные (личные), так и общественные (публичные) интересы.