Кассация в интересах закона осуществляется по инициативе Генерального прокурора или Министра юстиции. Кассация этого вида не предназначена для пересмотра вступившего в законную силу приговора, который считается непоколебимым. Цель кассации в интересах закона состоит в получении его толкования вышестоящим судом на будущее время.
Ревизия приговора производится для исправления имеющихся в нем фактических ошибок. Эта форма пересмотра приговора достаточно близка к российской стадии возобновления дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Основанием для возбуждения ревизионного производства служит явная неправильность приговора, на которую указывают вновь открывшиеся обстоятельства. Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи в кассационный суд и поддерживается требованием Министра юстиции.
2. Уголовный процесс ФРГ.
К источникам уголовно-процессуального права в Германии относятся:
1) Конституция ФРГ;
2) Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г. в редакции 1987 г.;
3) Законы о судоустройстве 1877 г. в редакции 1985 г., о судьях 1982 г. и некоторые другие;
4) решения федерального Конституционного Суда и других высших судебных учреждений;
5) акты федерального Правительства, федеральных министерств и ведомств, правительств земель;
6) международные договоры, среди которых находится, например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
В Германии функция уголовного преследования возложена на прокуратуру. Прокуратура — иерархическая система, находящаяся при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде преследование осуществляет генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, подотчетные Министру юстиции. Аналогичную структуру имеет прокуратура земель.
Предварительное расследование проводится в форме дознания. Прокуратура проводит расследование самостоятельно либо с помощью должностных лиц полицейской службы. Предварительное расследование большинства уголовных дел осуществляет полиция. Функция прокурора заключается в решении вопроса о дальнейшем движении уголовного дела. По наиболее сложным делам прокурор лично осуществляет досудебное производство, а полиция лишь исполняет его указания.
Дознание может быть завершено возбуждением публичного обвинения путем направления обвинительного заключения в суд либо прекращением уголовного дела.
В Германии предварительное расследование не имеет детально регламентированной процессуальной формы и осуществляется в розыскном порядке, в том числе с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим в германской теории уголовного процесса выделяют строгое и свободное доказывание.
Первый вид доказывания связан с деятельностью участкового судьи, которая регламентирована законом. Второй вид доказывания обусловлен характером деятельности полиции, результаты которой могут стать доказательствами лишь после их легализации в суде. При необходимости легализации фактических данных полиция обращается в участковый суд. Участковый судья по ходатайству стороны обвинения или защиты производит отдельные следственные действия. Эти следственные действия производятся в состязательной форме, т.е. при участии сторон или их представителей. Составленные в этом случае протоколы имеют доказательственное значение. Другие вопросы, касающиеся функций юстиции, также отнесены к компетенции судьи (например, выдача приказа на арест лица в случае «серьезного подозрения»). Во всех процессуальных действиях участкового судьи вправе принимать участие защитник.