Тем не менее некоторые процессуальные нормы устанавливают все-таки требования к содержанию заявленного ходатайства. В частности, ходатайство об исключении доказательства в качестве такового должно содержать указания на:
1) доказательство, о недопустимости которого ходатайствует сторона;
2) основания для исключения доказательства из системы доказательств, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;
3) обстоятельства, обосновывающие законность и обоснованность ходатайства (ст. 235 УПК).
Содержание ходатайств в виде апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений регулируется соответственно ст. 363, 375 и 404 УПК.
В любом случае заявленное ходатайство должно быть законным и обоснованным. Поэтому заявитель вправе, а в случаях, указанных в законе, обязан мотивировать ходатайство, обосновывать его ссылками на фактические обстоятельства уголовного дела или нормы уголовного либо уголовно-процессуального закона. Разумеется, эта обязанность лежит, безусловно, на прокуроре и защитнике-адвокате подозреваемого, обвиняемого, адвокатах — представителях потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика. Данный вывод обусловлен тем, что они профессионально владеют юридическими знаниями.
В подтверждение законности, обоснованности и мотивированности заявленного ходатайства к нему могут быть приложены различные материалы в виде документов и предметов (объектов).
Некоторые специалисты в области уголовного судопроизводства справедливо рекомендуют при заявлении ходатайства в письменной форме в виде отдельного документа регистрацию его в канцелярии соответствующего государственного органа. Эта рекомендация обусловлена тем, что в ряде случаев, во-первых, удовлетворение последующего заявленного ходатайства обусловлено подачей первоначального; во-вторых, отсутствием в канцелярии суда уголовного дела и незнанием ее сотрудников места его нахождения.
В соответствии со ст. 121 УПК ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению должностным лицом непосредственно после его заявления. При невозможности немедленного принятия решения по заявленному в ходе предварительного расследования ходатайству оно должно быть разрешено должностным лицом не позднее трех суток со дня его заявления.
Срок рассмотрения ходатайства исчисляется со дня регистрации его в журнале входящей корреспонденции или со дня занесения его в протокол следственного и иного процессуального действия или судебного заседания, а также в протокол отдельного судебного действия.
Типичными случаями невозможности разрешения ходатайства непосредственно после его заявления в стадии предварительного расследования является, например, необходимость:
1) выбора эксперта или экспертного учреждения при назначении повторной судебной экспертизы;
2) проверки доказательств, требующей производства дополнительных следственных или иных процессуальных действий;
3) принятия мер безопасности в отношении различных участников уголовного судопроизводства;
4) принятия ряда иных процессуальных решений в некоторых других следственных ситуациях.
В отдельных случаях отечественный законодатель устанавливает сокращенные или увеличенные сроки рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств. В основном сокращенные или увеличенные сроки касаются рассмотрения и разрешения ходатайств, заявленных должностными лицами органов предварительного расследования.
Так, ходатайство об избрании задержанному в качестве меры пресечения заключения под стражу должно быть рассмотрено и разрешено судьей районного суда в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд (ст. 108 УПК). Ходатайство о производстве следственного действия с разрешения суда подлежит рассмотрению и разрешению не позднее 24 часов с момента его поступления в суд (ст. 165 УПК). В то же время ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей сверх предельного срока его содержания судья суда областного звена обязан рассмотреть не позднее пяти суток со дня его получения (ст. 109 УПК).