В отличие от искового производства, по административным делам между участниками правового конфликта отсутствует спор о праве гражданском. Задача арбитражного суда в данном случае заключается в том, чтобы проверить законность правовых актов (нормативных или индивидуальных), действий (бездействия) властных органов и должностных лиц либо оценить наличие правовых оснований для ограничения прав субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.
Административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (схема 25).
Схема 25. Административные дела, возникающие
из административных и иных публичных правоотношений
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА │
└──────────────────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┘
\│/ \│/
┌──────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴──────────────────┐
│ Осуществление судебного контроля │ │ Осуществление судебного контроля │
│ за законностью правовых актов │ │ за законностью ограничения прав │
│ и действий властных субъектов │ │ организаций и граждан │
└────────┬───────────────┬──────────┘ └───────┬─────────────────┬─────────┘
\│/ \│/ \│/ \│/
┌────────┴───────┬─┬─────┴──────────┐ ┌───────┴────────┬─┬──────┴─────────┐
│ Дела об │ │ Дела об │ │ Дела об │ │Дела о взыскании│
│ оспаривании │ │ оспаривании │ │административных│ │ обязательных │
│ нормативных │ │ ненормативных │ │ правонарушениях│ │ платежей и │
│ правовых актов │ │ правовых актов │ │ │ │ санкций │
└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
Разрешая административные дела, арбитражный суд осуществляет контроль законности правовых актов, действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и иных субъектов, обладающих властными полномочиями по отношению к организациям и гражданам.
Отсутствие гражданского правового спора и необходимость осуществления судебного контроля законности властных правовых актов или действий обусловливают особенности данного вида судопроизводства. При разрешении административных дел в большей мере проявляется процессуальная активность арбитражного суда. Так, по отдельным категориям административных споров арбитражный суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 5 ст. 194, ч. 7 ст. 210 АПК РФ). Рассматривая административные дела, арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 6 ст. 200, ч. 5 ст. 205, ч. 5 ст. 210, ч. 5 ст. 215 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемых правовых актов и действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц возлагается на органы и лица, которые их приняли (ст. 189 АПК РФ).
В делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, затрагиваются публичные интересы. В связи с этим при их разрешении ограничены диспозитивные (распорядительные) полномочия лиц, участвующих в деле. Так, по административным делам имеются определенные ограничения по заключению мирового соглашения (ст. 190 АПК РФ и п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»). Отказ лица, обратившегося в арбитражный суд, от заявленного требования или признание требования другой стороны не носят для суда обязательного характера (ч. 8 ст. 194 АПК РФ).