По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд может признать явку сторон в судебное заседание обязательной, а за нарушение обязательства по явке применить меры процессуального принуждения в виде принудительного привода или штрафа (ч. 3 ст. 200, ч. 3 ст. 205, ч. 3 ст. 215 АПК РФ).
Лица, участвующие в административных делах, — заявители и иные заинтересованные лица, а также прокурор и субъекты, обращающиеся в арбитражный суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Обращение в арбитражный суд именуется заявлением.
Глава 19. ДЕЛА ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СУДОМ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ
Компетенция арбитражных судов по судебному контролю за законностью нормативных правовых актов в настоящее время существенно ограничена. В системе арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены только к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 1 ст. 29 АПК РФ).
Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (ч. 1 ст. 191 АПК РФ).
Дела о проверке законности нормативных правовых актов составляют самостоятельную категорию административных дел, которые рассматриваются Судом по интеллектуальным правам в порядке административного судопроизводства. Порядок рассмотрения данной категории споров обладает определенной спецификой, вызванной особенностями предмета судебного разбирательства и судебной защиты. Дела об оспаривании нормативных правовых актов носят исключительно публично-правовой характер, где предметом судебного разбирательства является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества. Разрешая этот конфликт, суд оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также проверяет наличие соответствующих полномочий у органа (должностного лица), принявшего спорный акт. Предметом судебной защиты по этим делам является законный интерес заявителя по защите его интеллектуальных прав, заключающийся в том, чтобы предотвратить или прекратить действие спорного нормативного акта и тем самым оградить себя от неблагоприятных последствий такого действия.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов общие правила искового производства применяются с ограничениями, установленными гл. 23 АПК РФ. В данном случае не действует ряд институтов искового производства (отказ от иска, признание мирового соглашения и др.), обладает спецификой процедура судебного разбирательства и вынесения решения, а также порядок пересмотра судебного решения и т.д.
! | В Суде по интеллектуальным правам могут быть оспорены только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в сфере интеллектуальных прав (ч. 1 ст. 191 АПК РФ): нормативные правовые акты Роспатента; нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. |
В первую очередь речь идет о нормативных предписаниях, изданных Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент). Дела об оспаривании нормативных актов, принятых иными государственными и муниципальными органами и должностными лицами, в том числе в сфере интеллектуальных прав, арбитражным судам не подведомственны и рассматриваются судами общей юрисдикции 1 .