1 Определение Суда по интеллектуальным правам от 16 января 2015 г. по делу № СИП-871/2014.
Правом на оспаривание нормативных правовых актов обладают: заинтересованные организации и граждане; государственные и муниципальные органы; прокурор; субъекты, наделенные законом полномочиями по защите интеллектуальных прав неопределенного круга лиц: общества защиты прав потребителей, саморегулируемые организации.
Организации и граждане вправе оспорить только тот нормативный правовой акт, который действует в отношении заявителя, в том числе если спорный нормативный акт применен или может быть применен к данной организации (гражданину) в конкретном юридическом деле.
Основания проверки спорного нормативного правового акта. При рассмотрении дела Суд по интеллектуальным правам проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта (отдельного положения) нормативному правовому акту большей юридической силы, правомочность (компетентность) федерального органа исполнительной власти на принятие данного нормативного акта, а также соблюдение порядка принятия, введения в действие и опубликования спорного акта.
По результатам рассмотрения дела Суд по интеллектуальным правам выносит решение, которым либо подтверждает законность спорного нормативного правового акта, либо признает его незаконным, в результате чего спорный акт становится недействующим и не подлежащим применению.
При признании нормативного предписания соответствующим закону решением суда снимается неопределенность (спорность) законности нормативного правового акта, который был предметом судебного разбирательства. Суд подтверждает, что положения данного акта соответствуют закону или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Повторное судебное оспаривание такого нормативного правового акта не допускается.
Правовым последствием признания нормативного правового акта или его отдельных положений недействующими является прекращение его регулирующего воздействия на соответствующие общественные отношения. Судебным решением останавливается реализация такого нормативного акта, он может не исполняться и не соблюдаться субъектами данных правоотношений. Это также означает введение запрета на дальнейшее его применение судами, иными государственными или муниципальными органами и должностными лицами и т.д. С момента вступления в законную силу судебного решения незаконный нормативный правовой акт становится недействующим и не подлежащим применению.
Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Дела об оспаривании ненормативных (индивидуальных) правовых актов властных органов и должностных лиц, затрагивающих права и интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, составляют самостоятельную категорию арбитражных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые рассматриваются арбитражными судами в порядке административного судопроизводства (гл. 24 АПК РФ). Особенности их рассмотрения обусловлены тем, что предметом судебного разбирательства здесь являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда по этим делам является разрешение спора о законности правового акта или действия или бездействие властного органа (должностного лица).