По данной категории дел предусмотрена альтернативная подсудность. Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. В случае если протокол об административном правонарушении составлен вне места нахождения или места жительства индивидуального предпринимателя, то заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
В случае совершения административного правонарушения обособленными юридическими лицами заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения (ст. 29.5 КоАП РФ).
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Формой обращений в суд признается заявление. Содержание и форма заявления должны соответствовать общим требованиям ст. 125 АПК РФ. Кроме того, ст. 204 АПК РФ установлены специальные требования к заявлению, к которым относятся указание в нем сведений об обстоятельствах и положениях закона, послуживших основаниями составления протокола, о лице, его составившем, и лице, в отношении которого он составлен, требованиях заявления о привлечении лица к административной ответственности.
Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, т.е. оставление искового заявления без движения или его возвращение.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судом заявления.
Судом по делу об административном правонарушении подлежат выявлению:
— наличие события административного правонарушения;
— виновность лиц в совершении административного правонарушения. При этом следует учесть особое понятие «вина» для юридического лица. Так, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
— основания для составления протокола об административном правонарушении;
— обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и факты, ее отягчающие;
— полномочия административного органа, составляющего протокол;
— предусмотрена ли законом альтернативная ответственность за совершение установленного судом деяния.
На основании выявленных обстоятельств суд определяет меры административной ответственности.
Обязанность доказывания возлагается на административный орган и дополнительных лиц, уполномоченных составлять протокол.
Пленум ВАС РФ в п. 8 Постановления от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что, если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждается дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.