Принципом процессуальной экономии должны определяться сроки рассмотрения дел и совершения отдельных процессуальных действий.
Принцип процессуальной экономии направлен на то, чтобы сосредоточить доказательственный материал в суде первой инстанции и предотвратить возможность нового рассмотрения дела по существу при обжаловании судебного решения.
Принципом процессуальной экономии во многом обусловлена возможность рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК РФ).
Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Проблема подведомственности дел арбитражным судам вызвана наличием специализированных судов и своего рода их «конкуренцией» с судами общей юрисдикции в области защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Подведомственность как процессуальный институт в нормативных правовых актах раскрывается через такие понятия, как «компетенция» и «полномочия». Здесь нет каких-либо противоречий, поскольку компетенция органа государственной власти, а суд именно таковым и является, раскрывается через его полномочия.
В АПК РФ подведомственность и подсудность юридических дел арбитражному суду определена в гл. 4 как компетенция арбитражного суда. В этом смысле АПК РФ исходит из конституционного понимания компетенции судов как самостоятельных органов государственной (судебной) власти, которую они осуществляют в сфере правосудия посредством разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел (ст. 10, 11, 118, 125 — 127 Конституции РФ). Такой подход к определению подведомственности приемлем как для арбитражных судов, так и для судов общей юрисдикции.
Подведомственность юридических дел судам в юридической науке традиционно охватываться понятием «юрисдикция» (jurisdictio), или судебная власть. В таком узком смысле понятие компетенции нашло свое закрепление и в ст. 27 АПК РФ.
Подведомственность есть компетенция (юрисдикция) арбитражных судов на рассмотрение определенной категории дел.
К негосударственной (частноправовой) юрисдикции относится разрешение экономических споров третейскими судами, международным коммерческим арбитражем, претензионный порядок разрешения споров, медиация, посредничество.
Принимая во внимание, что суды, образующие судебную систему Российской Федерации, составляют обособленные системы федеральных судов, разграничение их компетенции определяется понятием «подведомственность», а не «подсудность», как это иногда предлагают в юридической литературе.
Арбитражные суды являются специализированными судами, их компетенция определяется федеральными законами. К таким законам относятся нормы АПК РФ, а также иные федеральные законы. В числе других федеральных законов в первую очередь следует назвать: ГПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.
Виды подведомственности. Нормы права о подведомственности юридических дел судам призваны не только разграничивать компетенцию судов, но и определять порядок реализации этих полномочий. В этой связи АПК РФ различает следующие виды подведомственности: специальная (исключительная), условная (императивная), альтернативная и договорная.