Одним из основных признаков третейского суда является наличие у него компетенции — властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция третейских судов определяется задачами и функциями, которыми их наделяет государство и участники гражданского оборота.
В соответствии со ст. 2 Закона об арбитраже введены новые понятия и скорректированы уже существующие. Так, например, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в качестве синонимов и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). В соответствии с Законом третейским судом называется единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело.
Третейские суды в зависимости от времени их деятельности подразделяются на два вида: на постоянно действующие; созданные для разрешения конкретного спора (третейские суды, осуществляющие арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения, за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража — суды ad hoc). Для этого вида арбитража вводятся некоторые ограничения: в таком порядке не могут быть рассмотрены корпоративные споры; стороны не могут предусмотреть окончательность решения, вынесенного арбитражем ad hoc; арбитры арбитража ad hoc не смогут обратиться в суд за содействием в сборе доказательств.
В зависимости от объема предметной компетенции третейские суды делятся: на внутренние третейские суды — арбитраж внутренних споров, не относящийся к международному арбитражу; международные коммерческие арбитражи, рассматривающие только споры, которые возникают в связи с внешнеэкономической деятельностью (например, МКАС при ТПП РФ) и к которым применяется Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».
Источники правового регулирования деятельности третейских судов. Национальное законодательство. В Российской Федерации приняты два основных закона, регулирующих отношения в сфере третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража. Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ, нормативно урегулирован Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже). К международному коммерческому арбитражу применяется Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Основой для его подготовки стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, принятый в г. Нью-Йорке в 1985 г. на 18-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли.
Международные источники правового регулирования: Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961); Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, 1972); двусторонние соглашения в сфере экономического сотрудничества, соглашения о порядке и условиях оказания правовой помощи по гражданским делам, а также двусторонние договоры, регулирующие в основном отношения, возникающие в связи с рассмотрением споров в международном коммерческом арбитраже и в связи с признанием и приведением в исполнение итоговых арбитражных решений.