Обращение стороны в суд до или во время арбитража с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.
Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности третейского соглашения (или третейской оговорки), т.е. о наличии у себя компетенции на рассмотрение спора. Если он посчитает, что соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда недействительно или не заключено, то стороны для разрешения своего конфликта смогут обратиться в государственный суд.
Стороны вправе определить количественный состав суда. Однако число третейских судей при рассмотрении конкретного дела обязательно должно быть нечетным. Если стороны не определили количество судей, то применяется общее правило, согласно которому избираются три судьи. Если стороны не воспользовались своим правом определить порядок формирования состава суда, то каждая из сторон назначает по одному судье, а двое назначенных судей избирают третьего, который становится председателем состава суда. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом (п. 1 ч. 3 ст. 11 Закона об арбитраже).
Институт содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации (ст. 30, 41 Закона об арбитраже, гл. 30 АПК РФ).
Порядок осуществления разбирательства в постоянно действующих третейских судах, регулируемый регламентами (уставами, положениями) соответствующих судов, не может быть изменен сторонами.
Порядок производства в разовых третейских судах заранее не определен, и стороны вправе определить его самостоятельно, например, в третейском соглашении. Правила, выработанные сторонами, не могут противоречить императивным положениям Закона об арбитраже.
Принципы третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских дел, отражают особенности процесса и указывают на его отличие от судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции: законность, конфиденциальность, независимость, беспристрастность, диспозитивность, состязательность.
Вопросы компетентности рассмотрения третейским судом споров определены следующим образом. Третейским судам подведомственны споры между сторонами гражданско-правовых отношений. В соответствии со ст. 16 Закона об арбитраже третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.
В законодательстве впервые предпринята попытка систематизированного регулирования случаев, когда передача споров в арбитраж не допускается. Ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж устанавливаются только федеральными законами.
Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам в соответствии с АПК РФ (ч. 2 ст. 33): 1) споры о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; 2) споры по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; 3) споры, предусмотренные гл. 27, 27.1 и 28.2 АПК РФ: о рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; о рассмотрении дел о защите прав и законных интересов группы лиц; 4) споры, предусмотренные п. 1 — 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ: о созыве общего собрания участников юридического лица; вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; связанные с применением положений гл. IX и XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; связанные с исключением участников юридических лиц, указанных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ; 5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества; 6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 1 ; 7) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.