Суд может вступить в процессуальные правоотношения с лицами, выступающими в защиту чужого интереса (прокурором, государственным органом, органом местного самоуправления), а также с лицами, оказывающими содействие правосудию (свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками).
Наконец, суд проверочной инстанции может оказаться вынужденным принять жалобу от лица, не принимавшего участия в судебном разбирательстве, если судебным решением затронуты его субъективные гражданские права.
При всем функциональном разнообразии названных субъектов процессуальной деятельности их объединяет то, что участие каждого в арбитражном процессе опосредуется судом. Ни один из участников процесса не может обратиться к другому участнику непосредственно, минуя арбитражный суд.
Такая архитектура арбитражных процессуальных отношений обусловлена не только их особой природой, связанной с цементирующей ролью суда, но и с тем, что все процессуальные действия направлены к суду как властному организатору процесса и основному субъекту познавательной деятельности, по результатам которой арбитражный суд обязан принять решение либо иной финальный судебный акт. Все процессуальные действия совершаются под руководством либо контролем арбитражного суда.
Арбитражные процессуальные отношения — множество отношений, урегулированных нормами арбитражного процессуального права, которые возникают между судом и другими участниками судебного разбирательства по поводу находящегося в производстве гражданского дела и в целях его надлежащего разрешения.
Арбитражные процессуальные отношения являются по своей сути властеотношениями. Суд осуществляет принадлежащую ему власть не только принятием судебных постановлений, но и посредством целенаправленной организации самого судебного разбирательства, направленного на обеспечение полноты выясненных обстоятельств по гражданскому делу.
Следует обратить внимание на то, что власть суда не является безграничной. С одной стороны, она определена предметом спора, с другой стороны, она ограничена диспозитивным волеизъявлением сторон в арбитражном процессе, основанным на гражданско-правовой, то есть материально-правовой, диспозитивности в отношении объема реализации принадлежащих им субъективных гражданских прав.
Арбитражные процессуальные отношения часто определяют как такую разновидность правоотношений, которая осуществляется только в правовой форме. Арбитражный суд и лица, участвующие в деле, совершают только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами арбитражного процессуального права. Вместе с тем арбитражные процессуальные отношения имеют не только правовую форму, но и фактическое содержание, которое не может ограничиваться внешней формой его выражения.
Для предупреждения тупиковых направлений развития арбитражного процесса в рамках судебного разбирательства по конкретному делу законом предусмотрена возможность использования аналогии процессуального закона и аналогии права. Во избежание судебных ошибок важно на этой почве применение названных аналогий к правоотношениям одного порядка, а не разнокачественным.
Арбитражная процессуальная форма — это строго определенный порядок судебного разбирательства по гражданским делам, включающий регламент совершения каждого процессуального действия.
Указанная строгость необходима в качестве процессуальных гарантий надлежащего отправления правосудия. Любое пренебрежение арбитражной процессуальной формой приводит к множеству непредсказуемых негативных последствий, которые наносят вред не только судебному разбирательству, но и авторитету судебной власти, порождают сомнения в наличии у суда беспристрастности.