Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, позволяет арбитражному суду отступить от общих правил состязательности и оказать содействие в защите нарушенного права слабой стороне, которая вынуждена противостоять властному государственному или муниципальному органу или должностным лицам, акты индивидуального регулирования или действия (бездействие) которых обжалуются в арбитражном суде.
Существенным образом от общего искового порядка судебного разбирательства отличается особое производство. Если в гражданском процессе оно представлено множеством разновидностей, то в арбитражном процессе данный вид судопроизводства связан исключительно с установлением фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражный суд устанавливает юридические факты, которые имеют значение для возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов экономической деятельности по общим правилам искового производства, но с теми особенностями, которые предусмотрены законодательством (гл. 27 АПК РФ).
Производство по делам о несостоятельности (банкротстве) граждан и организаций также является ярко выраженной разновидностью судопроизводства в арбитражном суде. Данное производство представляет собой вид арбитражного судопроизводства, приспособленного для рассмотрения дел об имущественной несостоятельности, выведению несостоятельных лиц из общегражданского и экономического оборота.
Упрощенное производство нельзя признать неисковым. Поэтому при всей специфике процедурных решений упрощенное производство следует отнести не к самостоятельному виду, а к подвиду искового производства.
Следует не забывать о том, что виды судопроизводства представляют собой несубъективные категории, устанавливаемые по воле законодателя. Они отражают научную классификацию, в основу которой положена специфика материально-правовых отношений, рассматриваемых арбитражным судом.
Поэтому и так называемые прочие судопроизводства, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях (включая дела о привлечении к административной ответственности и оспаривании решений административных органов по поводу привлечения к административной ответственности, предусмотренные гл. 25 АПК РФ), о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ) и оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 30 АПК РФ), о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, а также иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ), порядком рассмотрения дел с участием иностранных лиц (гл. 32 и 33 АПК РФ) следует отнести не к самостоятельным видам, а к подвидам названных выше видов либо той или иной их оправданной комбинации.
Производства по пересмотру арбитражным судом судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, по их пересмотру в апелляционном, кассационном или надзорном порядке представляют собой самостоятельные классификации совершенно по иным основаниям, связанным с вступлением судебных актов в законную силу, а также полномочиями различных судебных инстанций.
Таким образом, законодатель принимает меры к формированию у суда и лиц, участвующих в отправлении правосудия, целостного, единообразного представления о порядке совершения процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявленных требований по существу, а также пересмотром принятых решений по новым, вновь открывшимся обстоятельствам или в проверочных судебных инстанциях.