В Российской Федерации порядок организации и проведения процедуры медиации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участие посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о процедуре медиации).
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Закона процедура медиации применяется для урегулирования любых споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Исключение составляют случаи, когда такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
Основанием для проведения медиации является соглашение о проведении медиации. Такое соглашение заключается в качестве отдельного документа.
Медиация может проводиться на любой стадии судебного разбирательства дела.
Проведение процедуры медиации осуществляется специальными субъектами: медиаторами, действующими на профессиональной или на непрофессиональной основе. Стороны самостоятельно выбирают медиатора. Списки профессиональных медиаторов обычно публикуются на сайтах саморегулируемых организаций медиаторов, организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации или проводивших соответствующее обучение.
Стороны вправе установить порядок проведения медиации самостоятельно либо использовать правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Основная функция медиатора заключается в оказании содействия сторонам посредством применения специальных коммуникативных и переговорных техник. По общему правилу медиатор не вправе вносить предложения об урегулировании спора (ч. 5 ст. 11 Закона о процедуре медиации).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о процедуре медиации сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем 60 дней.
По результатам проведения медиации при урегулировании спора стороны заключают медиативное соглашение. Медиативное соглашение составляется в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Такое соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. В случае если медиативное соглашение было заключено после передачи спора на рассмотрение арбитражного суда, оно может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. При неисполнении такого соглашения в добровольном порядке арбитражный суд выдает исполнительный лист.
Согласительная процедура (примирительное производство) — формализованный порядок урегулирования спора, основанный на переговорах сторон при содействии третьего нейтрального лица в рамках установленных фактических обстоятельств дела.
В отличие от медиации согласительные процедуры проводятся исключительно специализированными организациями на основании соответствующих регламентов; предполагают проведение допроса свидетелей, исследование письменных доказательств и совершение иных действий, направленных на установление обстоятельств дела; примиритель в согласительной процедуре уполномочен предлагать варианты урегулирования спора. Тем не менее основной целью согласительной процедуры является достижение соглашения сторон.