Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Общая часть — Страница 240 — Ваш юрист

Гражданское право. Общая часть

 

1 Справедливости ради стоит отметить, что феноменальная память может сослужить и хорошую службу. Из истории музыки известно, что русский композитор А.П. Бородин увертюру к своей последней опере «Князь Игорь» успел проиграть лишь друзьям из «Могучей кучки» и вскоре умер, не записав ничего. Затем А. Глазунов, входивший в это объединение, по памяти воспроизвел услышанное. Опера исполняется до сих пор, при этом автором указан А.П. Бородин.

 

  1. Итак, признаков произведения всего два. Результат творчества, отвечающий этим критериям охраноспособности, становится объектом авторского права и получает защиту с момента его создания. Причем это может быть и не законченное произведение (этюд, набросок). Не требуется соблюдение каких либо формальностей (регистрации, как в патентном праве, какого либо удостоверения и т.п.). Исключение сделано для программ для ЭВМ и баз данных (ст. 1262 ГК)   они могут быть зарегистрированы, но это право, а не обязанность автора. Ранее по нормам русского авторского права художнику следовало пройти непростую процедуру: свою картину надо было предъявить нотариусу, получить от него удостоверение, затем известить Императорскую академию художеств, которая делала публикацию в своих ведомостях 1. В США и сегодня охраняются только те произведения, которые зарегистрированы в Бюро охраны авторских прав Библиотеки конгресса США.

 

1 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 259.

 

  1. Охраняются не только произведение в целом, но и его отдельные части при условии наличия у них обоих признаков произведения. Это могут быть оригинальное название произведения, фраза, персонаж, под которым понимается описание или изображение действующего лица.

Не предоставляется охрана официальным документам (в том числе нормативным и судебным актам), их переводам, государственной символике, денежным знакам, произведениям народного творчества, не имеющим конкретных авторов, и сообщениям информационного характера (п. 6 ст. 1259 ГК).

  1. Виды произведений. Их классификация может быть проведена по различным критериям, например, по видам искусства (литературные, музыкальные, графические, архитектурные и др.). Законом также определен режим таких произведений, как производные (созданные в результате переработки оригинального произведения), составные (сборники, например, научных трудов, энциклопедии, базы данных, интернет сайты и т.п.), фильмы (по терминологии закона   аудиовизуальные произведения), служебные (созданные в рамках трудовых обязанностей автора), произведения архитектуры и садово паркового искусства. В ст. 1240 ГК выделены сложные объекты, такие как театрально зрелищные мероприятия, мультимедийные продукты и др.

 

  • 2. Субъекты авторского права

 

В теории права традиционно выделяются субъекты первоначального и производного авторского права. Первоначально право возникает у самого автора, которым может быть только физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства   им считается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано обратное (ст. 1257 ГК). Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство. Оно может быть раздельным, при котором можно определить творческий вклад каждого из соавторов. Тогда у каждого из них есть авторское право на свою часть, имеющую самостоятельное значение, а также на все общее произведение. Классический пример   учебники, написанные авторским коллективом. Если же выделить вклад каждого участника творческого процесса невозможно, соавторство считается нераздельным. При нем у каждого соавтора появляется право лишь на произведение в целом. В качестве примера можно назвать произведения братьев Вайнеров, братьев Стругацких.

Пожертвованите на развитие ресурса