Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Общая часть — Страница 314 — Ваш юрист

Гражданское право. Общая часть

В солидарных обязательствах иная ситуация. При наличии нескольких сокредиторов каждый из них может потребовать исполнения с единственного должника. При множественности лиц на стороне должника единственный кредитор вправе предъявить требование к любому из должников (ст. ст. 323, 326 ГК). В таких отношениях все зависит от воли кредитора: он может потребовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности либо возложить обязанность не на всех, а лишь на отдельных содолжников. Размер требования при этом тоже определяется кредитором: в полном объеме с одного, а если с нескольких должников или всех то с кого и в какой части.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено окончательно. Если кредитор не смог взыскать установленный им размер долга с кого либо из содолжников (например, из за неплатежеспособности), он имеет право потребовать недополученное им с остальных должников. Такой вид обязательств со множественностью лиц в меньшей мере защищает должника он заранее не знает, обратится ли именно к нему на стадии исполнения обязательства кредитор, а если да, то каков будет объем предъявленного ему требования.

По российскому законодательству обязательство со множественностью лиц предполагается долевым, если его солидарный характер не установлен законом или договором (ст. 322 ГК). Иными словами, солидарность это исключение из правила. Таков подход к обычным обязательствам. Если же среди участников есть предприниматели, законодатель занимает прямо противоположную позицию: обязанности содолжников и требования нескольких кредиторов предполагаются солидарными. Они могут быть долевыми, если это прямо установлено нормативным актом, в том числе законом или условиями обязательства.

3.4. Если солидарность обязательства на стороне кредитора (активная) встречается в законе нечасто, то пассивная солидарность достаточно распространенное явление. Так, участники полного товарищества солидарно отвечают собственным имуществом по долгам своей организации (ст. 75 ГК), учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по долгам, возникшим до регистрации общества (п. 2 ст. 98 ГК), сонаниматели жилого помещения по договору коммерческого найма солидарно отвечают перед наймодателем (п. 4 ст. 677 ГК), солидарную ответственность перед потерпевшим несут сопричинители вреда (ст. 1080 ГК) и др.

Иногда солидарность устанавливается диспозитивной нормой: согласно п. 1 ст. 363 ГК по общему правилу должник и поручитель отвечают перед кредитором солидарно, но законом или договором поручительства может быть введена не солидарная, а субсидиарная (дополнительная) ответственность поручителя.

Солидарными являются обязательства, предмет которых неделим. Например, два подрядчика обязаны передать заказчику созданную ими в ходе исполнения договора подряда неделимую вещь. Законом (п. 1 ст. 707 ГК) в отношении данной обязанности они признаны солидарными должниками.

3.5. Исполнение в полном объеме, произведенное одним из должников, прекращает солидарное обязательство. Но вслед за ним возникает следующее обязательство регрессное. Должник, рассчитавшийся с кредитором за всех, приобретает право обратного требования (право регресса) к остальным содолжникам. Теперь он, став кредитором в регрессном обязательстве, может потребовать от них сумму, выплаченную им первоначальному кредитору, за вычетом, разумеется, своей доли. Закон не относит регрессные обязательства к солидарным. Следовательно, действует общее правило о долевом характере обязательства, поэтому кредитор регрессного обязательства не может выбирать, с кого и в каком размере взыскивать.

3.6. При солидарной обязанности должников кредитор имеет самостоятельное право требования против каждого из них. Поэтому должник, к которому обратился кредитор, защищаясь, может выдвигать возражения, как являющиеся общими для всех должников, так и основанные на взаимоотношениях этого конкретного должника с кредитором. Примером возражения первого вида будет ссылка должника на недействительность договора, породившего солидарное обязательство, ввиду несоблюдения установленной формы. Если же должник утверждает, что при заключении сделки он был введен в заблуждение кредитором, это возражение второго вида. Но при этом личные возражения одного из солидарных должников не может использовать другой должник, к которому кредитор предъявил свое требование (ст. 324 ГК).

3.7. При солидарности кредиторов (активной множественности) каждый из них имеет самостоятельное право требования к должнику, несмотря на общее основание возникновения всего солидарного обязательства. Поэтому должник в ответ на требование одного из кредиторов не может выдвигать возражения, основанные на взаимоотношениях с другими солидарными кредиторами (п. 2 ст. 326 ГК).

Самостоятельность требования каждого кредитора проявляется и в том, что выбытие одного из кредиторов (смерть либо прекращение юридического лица) не меняет природу обязательства. Например, в случае смерти одного из кредиторов его право требования переходит к наследнику, а если таких правопреемников несколько, оно распределяется между ними по нормам наследственного права.

Если один из кредиторов простит долг (ст. 415 ГК), права остальных кредиторов сохраняют свою силу.

Надлежащее исполнение, произведенное одному из солидарных кредиторов, прекращает солидарное обязательство. Теперь остальные кредиторы могут потребовать из поступившей суммы платежа своих долей. Возникает обязательство с активной (на стороне кредитора) множественностью, а тот из первоначальных кредиторов, который принял исполнение от должника за всех остальных кредиторов, становится перед ними должником. При этом доли кредиторов равны, если иное не вытекает из отношений между ними.

Пожертвованите на развитие ресурса