Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Общая часть — Страница 101 — Ваш юрист

Гражданское право. Общая часть

Главная особенность правового статуса государственной корпорации состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом (что роднит ее с публично правовой компанией).

Примерами созданных специальными федеральными законами являются ныне действующие Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация   Фонд содействия реформированию жилищно коммунального хозяйства, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

К указанным государственным корпорациям, а также к иным юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, применяются положения ГК.

 

Глава 7. ПУБЛИЧНО ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

  • 1. Гражданская правосубъектность

публично правовых образований

 

  1. Субъектами гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами, выступают также публично правовые образования. Участие последних в гражданско правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК к публично правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  2. Участие публично правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций   экономических, социально культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично правовых образований;

2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

3) правоспособность государства, иных публично правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной) 1, другие   трактуют ее как специальную 2. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство 3.

 

1   Гражданское право России: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. Ч. 1. С. 112 (автор главы   В.В. Залесский); Гражданское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998. Ч. 1. С. 141 (автор гл. 7   В.А. Плетнев).

Пожертвование на развитие ресурса