Глава 19. АВТОРСКОЕ ПРАВО. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ
- 1. Объекты авторского права
- Нормами гл. 70 ГК регулируются отношения, возникающие по поводу таких результатов интеллектуальной деятельности, как произведения. К сожалению, российский закон не содержит общего определения произведения. Даны определения лишь отдельных их видов: аудиовизуального, программы для ЭВМ и базы данных (п. 2 ст. 1260, ст. ст. 1261 и 1263 ГК). Нет определения произведения и в законодательстве других стран, в международных конвенциях, в которых участвует наша страна 1. При этом в законе всегда содержались признаки произведения. Охраняться может не любой результат мыслительной деятельности, а только тот, который этими признаками обладает, иначе говоря, отвечает критериям охраноспособности произведения.
1 Основные из них Бернская от 9 сентября 1886 г. об охране литературных и художественных произведений, Всемирная (Женевская) от 6 сентября 1952 г. об авторском праве, Стокгольмская от 14 июля 1967 г. об учреждении ВОИС.
- Первый из них: произведение должно быть результатом творчества (п. 7 ст. 1259 ГК). Понятие творчества в законе не дается. Обычно оно определяется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. В соответствии со ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре (Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612 1) творческая деятельность это создание культурных ценностей и их интерпретация. В широком понимании это создание чего либо нового, ранее не существовавшего, либо новая комбинация уже известных элементов. Если труд автора действительно был творческим, в итоге обязательно появится что то новое, оригинальное. Следует заметить, что в разных правовых системах подходы к пониманию оригинальности различаются. Для стран общего права достаточно того, чтобы следующее произведение не было копией предыдущего. В романо германской системе подход более строгий. Считается, что произведение должно нести отпечаток индивидуальности автора. Как говорил С. Батлер, любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, это всегда автопортрет 1. А думает и выражает свои мысли каждый человек по своему. Поэтому творчество и копирование взаимоисключающие понятия. Произведение искусства уникально по своей природе. По мнению Э.П. Гаврилова, оригинальны только неповторяющиеся творческие результаты 2. И.А. Зенин полагает, что оригинальность произведения это следствие неповторимости индивидуальных способностей автора и самостоятельности его труда 3. Интересно, что в дореволюционной России охранялись лишь те лекции, которые были подготовлены профессорами 4.
1 Энциклопедия мудрости. М., 2008. С. 535.
2 Гаврилов Э.П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом // Патенты и лицензии. 2004. № 6.
3 Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. М., 2007. С. 201.
4 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 256.