Субъектами производного авторского права являются правопреемники автора: его наследники, а при жизни автора контрагенты по договорам.
- 3. Содержание субъективного авторского права
- Авторское право, как и любое субъективное право, предоставляет его правообладателю определенные возможности. Если в содержание субъективного права собственности входит три правомочия, то в авторском праве их значительно больше. Рассмотрим их перечень
- Исключительное право. Это основное право автора, имеющее имущественный характер. Его содержание составляет возможность использовать произведение в любой форме и любым законным способом (п. 1 ст. 1270 ГК). В п. 2 ст. 1270 ГК дан перечень возможных способов использования произведения. Их 11, но перечень не закрытый, поэтому могут быть и иные.
По своей природе это абсолютное право (можно сказать, монопольное), как и право собственности. В.А. Дозорцев относил его к одной из ветвей абсолютных прав 1. Сказанное означает, что использовать произведение может только сам правообладатель, все остальные лишь с его согласия, т.е. путем заключения с ним договора. Поэтому любое бездоговорное использование является нарушением авторского права. Из этого общего правила есть исключения случаи свободного (без заключения соглашения) использования, предусмотренные ст. ст. 1273 1279 ГК. Это ограничение свободы автора установлено в интересах общества, которое заинтересовано в максимальной доступности произведений. Еще одним противовесом «власти» автора и его правопреемников является установление срока действия исключительного права. Оно (право) существует с момента создания произведения и прекращается по истечении 70 лет после смерти автора. Точнее, этот срок по общему правилу начинает течь с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Затем произведение становится общественным достоянием, и его может использовать любое лицо без заключения договора с наследниками автора и без выплаты вознаграждения.
1 Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. № 3.
Исключительное право оборотоспособно, оно может перейти к другим лицам по договору либо в порядке универсального правопреемства (при наследовании или реорганизации юридического лица правообладателя).
Для оповещения о наличии исключительного права может быть проставлен знак охраны авторского права в виде латинской буквы «С» в окружности (от англ. copyright) с указанием правообладателя и года опубликования.
В гл. 69 ГК об авторском праве не упоминается право на вознаграждение. Это не означает, что такого права нет. За использование результатов чужого труда полагается платить. Высшие судебные инстанции еще в 2009 г. указали, что право на вознаграждение входит в состав исключительного права ( п. 10.1 Постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ № 5/29).
Немного истории. До XVIII в. в России господствовало мнение о том, что поэзия подарок богов, а не труд, и получать за нее денежное вознаграждение унизительно для поэта. Интересно, что переводчикам уже тогда гонорары платили, «поэт же обиделся бы, если ему предложили бы деньги («не продается вдохновенье»)». И только А.С. Пушкин «выиграл битву за профессиональную оплату писательского труда» 1.