1 Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. СПб., 2016. С. 88, 89, 191.
- Помимо имущественного (исключительного) права у автора одновременно появляются и личные неимущественные права (по законодательству других стран моральные). Они сродни обычным гражданским правам такого рода: принадлежат личности как таковой, непередаваемы и не имеют срока действия, поэтому охраняются бессрочно. Если имущественное право возникает лишь одно, то личных неимущественных прав появляется сразу несколько:
1) право авторства это возможность считаться создателем (творцом) произведения и поэтому требовать указания имени автора при любом использовании произведения. При этом лицо, указанное в качестве автора на материальном носителе произведения или в информации о нем, считается автором, пока не доказано обратное (действует презумпция авторства ст. 1257 ГК);
2) право на имя это возможность, предоставленная только автору, выбрать по своей воле один из трех вариантов: указать собственное имя или псевдоним (вымышленное имя) либо совсем не указывать имени (выпустить произведение в свет анонимно);
3) право на обнародование это возможность довести произведение до сведения неопределенного круга лиц, ознакомить с ним общество. Способы обнародования могут быть различными. Авторским правом охраняются и необнародованные произведения, поэтому при жизни только автор может принять решение о его обнародовании. После смерти автора это могут сделать его правопреемники, при условии что обнародование не будет противоречить воле автора, которую он выразил письменно. Например, он в дневнике сделал запись о своем нежелании выпускать произведение в свет;
4) право на отзыв это возможность для автора, сначала приняв решение об обнародовании произведения, затем отозвать его (например, посчитав, что оно нуждается в доработке). Такую возможность автор может реализовать, но он обязан будет возместить причиненные этим убытки, к примеру, издательству, уже начавшему работу с его рукописью;
5) право на неприкосновенность это возможность воспрепятствовать любому вмешательству в форму произведения. Оно должно существовать в том виде, в каком его создал автор. Он, и только он, может изменять собственное произведение, все остальные лишь с согласия автора при его жизни. Затем такое разрешение может дать его правопреемник при условии, что это не будет противоречить выраженной письменно воле автора, не исказит его замысел и не нарушит целостность восприятия произведения.
- Помимо исключительного права и личных неимущественных прав автор наделен и иными интеллектуальными правами.
- Право доступа позволяет художнику, передавшему свою картину (например, по договору купли продажи или дарения), потребовать от ее собственника обеспечения возможности воспроизвести (скопировать) свою картину. Прежним законодательством такое право не предусматривалось. В ситуации, когда оригинал произведения искусства находился у одного лица (приобретателя картины), а интеллектуальные права сохранялись за художником, было непонятно, может ли художник требовать возврата своей картины хотя бы на время (например, для проведения своей персональной выставки) и вправе ли собственник ответить отказом. Проблема в том, что оба субъекта и собственник картины, и ее автор являются правообладателями. Но их права различны по своей природе: на картину, которая в гражданско правовом смысле является вещью, возникает вещное право, а на произведение искусства, воплощенное в этой вещи, интеллектуальное. Чье право имеет преимущество?
Введением (с 1991 г.) права доступа законодатель разрешил конфликт между собственником оригинала картины и ее автором следующим образом: художник не вправе требовать возврата картины, ему разрешено лишь скопировать свое произведение. Первоначально право доступа касалось только произведений изобразительного искусства. Сейчас возможность требовать доступа к результату своего труда для его фото и видеосъемки предоставлена и архитекторам. Авторы произведений других видов искусства такого права не имеют.
- Право следования это возможность художника при публичной (через галерею, художественный салон и т.п.) перепродаже его картины по более высокой цене получить определенную часть цены перепродажи 1, по тексту Бернской конвенции право долевого участия в каждой продаже, следующей за первой. Оно позволяет еще при жизни автора «воздать ему должное» 2, потому что повышение цены на произведение свидетельствует о признании обществом значимости работ художника. Право следования распространяется и на автографы (рукописи, выполненные авторами литературных либо музыкальных произведений), которые высоко ценятся в мире искусства.