Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Общая часть — Страница 242 — Ваш юрист

Гражданское право. Общая часть

 

1 Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. СПб., 2016. С. 88, 89, 191.

 

  1. Помимо имущественного (исключительного) права у автора одновременно появляются и личные неимущественные права (по законодательству других стран   моральные). Они сродни обычным гражданским правам такого рода: принадлежат личности как таковой, непередаваемы и не имеют срока действия, поэтому охраняются бессрочно. Если имущественное право возникает лишь одно, то личных неимущественных прав появляется сразу несколько:

1) право авторства   это возможность считаться создателем (творцом) произведения и поэтому требовать указания имени автора при любом использовании произведения. При этом лицо, указанное в качестве автора на материальном носителе произведения или в информации о нем, считается автором, пока не доказано обратное (действует презумпция авторства   ст. 1257 ГК);

2) право на имя   это возможность, предоставленная только автору, выбрать по своей воле один из трех вариантов: указать собственное имя или псевдоним (вымышленное имя) либо совсем не указывать имени (выпустить произведение в свет анонимно);

3) право на обнародование   это возможность довести произведение до сведения неопределенного круга лиц, ознакомить с ним общество. Способы обнародования могут быть различными. Авторским правом охраняются и необнародованные произведения, поэтому при жизни только автор может принять решение о его обнародовании. После смерти автора это могут сделать его правопреемники, при условии что обнародование не будет противоречить воле автора, которую он выразил письменно. Например, он в дневнике сделал запись о своем нежелании выпускать произведение в свет;

4) право на отзыв   это возможность для автора, сначала приняв решение об обнародовании произведения, затем отозвать его (например, посчитав, что оно нуждается в доработке). Такую возможность автор может реализовать, но он обязан будет возместить причиненные этим убытки, к примеру, издательству, уже начавшему работу с его рукописью;

5) право на неприкосновенность   это возможность воспрепятствовать любому вмешательству в форму произведения. Оно должно существовать в том виде, в каком его создал автор. Он, и только он, может изменять собственное произведение, все остальные   лишь с согласия автора при его жизни. Затем такое разрешение может дать его правопреемник при условии, что это не будет противоречить выраженной письменно воле автора, не исказит его замысел и не нарушит целостность восприятия произведения.

  1. Помимо исключительного права и личных неимущественных прав автор наделен и иными интеллектуальными правами.
  2. Право доступа позволяет художнику, передавшему свою картину (например, по договору купли продажи или дарения), потребовать от ее собственника обеспечения возможности воспроизвести (скопировать) свою картину. Прежним законодательством такое право не предусматривалось. В ситуации, когда оригинал произведения искусства находился у одного лица (приобретателя картины), а интеллектуальные права сохранялись за художником, было непонятно, может ли художник требовать возврата своей картины хотя бы на время (например, для проведения своей персональной выставки) и вправе ли собственник ответить отказом. Проблема в том, что оба субъекта   и собственник картины, и ее автор   являются правообладателями. Но их права различны по своей природе: на картину, которая в гражданско правовом смысле является вещью, возникает вещное право, а на произведение искусства, воплощенное в этой вещи,   интеллектуальное. Чье право имеет преимущество?

Введением (с 1991 г.) права доступа законодатель разрешил конфликт между собственником оригинала картины и ее автором следующим образом: художник не вправе требовать возврата картины, ему разрешено лишь скопировать свое произведение. Первоначально право доступа касалось только произведений изобразительного искусства. Сейчас возможность требовать доступа к результату своего труда для его фото  и видеосъемки предоставлена и архитекторам. Авторы произведений других видов искусства такого права не имеют.

  1. Право следования   это возможность художника при публичной (через галерею, художественный салон и т.п.) перепродаже его картины по более высокой цене получить определенную часть цены перепродажи 1, по тексту Бернской конвенции   право долевого участия в каждой продаже, следующей за первой. Оно позволяет еще при жизни автора «воздать ему должное» 2, потому что повышение цены на произведение свидетельствует о признании обществом значимости работ художника. Право следования распространяется и на автографы (рукописи, выполненные авторами литературных либо музыкальных произведений), которые высоко ценятся в мире искусства.

Пожертвование на развитие ресурса