На примере содержания исключительного права исполнителей видно, что первые четыре способа его осуществления касаются самого исполнения (сообщение его в эфир, по кабелю, доведение до всеобщего сведения, например размещение в Интернете, а также запись). Затем речь идет о материальных носителях записи исполнения (об оригинале либо о копиях): об их копировании, распространении, прокате. Требуется разрешение исполнителя и на совершение действий с записью исполнения: сообщение ее в эфир либо по кабелю, доведение записи до всеобщего сведения, а также ее публичное исполнение с помощью технических средств в общедоступном месте.
Перечень способов осуществления исключительного права исполнителей, изготовителей фонограмм и баз данных, вещательных организаций не закрыт. Способ может быть любым, не противоречащим закону. Исключение сделано для публикатора: он может использовать опубликованное им неохраняемое произведение другого автора только определенным образом (способами, указанными в подп. 1 8.1 п. 2 и подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК). Он не вправе создавать на его основе производное произведение (перерабатывать его). И по понятным причинам его не касается право, предусмотренное для объемно пространственных произведений (на реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово паркового проектов).
С 1 января 2018 г. стало недопустимым публичное исполнение постановки спектакля в общедоступном месте без разрешения режиссера автора постановки. Публичность здесь понимается так же, как это предусмотрено для публичного показа или демонстрации в авторском праве (ст. 1270 ГК).
- Различаются сроки действия права: для артиста и дирижера в течение всей его жизни, но не менее 50 лет после того, как исполнение было осуществлено или записано либо передано вещательной организацией, или доведено до всеобщего сведения; для режиссера постановщика после первого публичного исполнения его постановки; для изготовителя фонограммы или вещательной организации 50 лет с момента осуществления звукозаписи либо вещания; для изготовителя базы данных 15 лет после создания базы; для публикатора 25 лет после обнародования чужого произведения. Все указанные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за тем, в котором произошли указанные события.
- Исключительное право оборотоспособно, т.е. оно может быть передано по договору или перейти в порядке универсального правопреемства.
- Исполнители и изготовители фонограмм для оповещения о принадлежности им исключительного права могут использовать знак охраны смежных прав. В отличие от такого же знака в авторском праве здесь используется латинская буква «P» (от англ. pho№ogramma).
- Личные неимущественные права. Труд исполнителей (наконец то!) признан творческим, поэтому у артистов, режиссеров постановщиков и дирижеров на результат их труда возникает право авторства.
Право на имя (возможность указать свое имя, а для организации наименование) предоставлено исполнителям, звукозаписывающим организациям, изготовителям баз данных и публикатору. Свое имя публикатор указать может, а имя автора произведения, которое он обнародует, обязан.