6) выбор сторон должен допускаться коллизионными нормами страны суда, в том числе не нарушать ее императивных норм.
Соглашение о выборе применимого права должно быть заключено в письменной форме под угрозой его ничтожности. Оно может существовать как в виде отдельного соглашения, так и в виде оговорки к контракту. Несмотря на относительно автономный характер такого соглашения, следует иметь в виду, что при перемене лиц в основном обязательстве его действие сохраняется.
Одним из проявлений свободы договора выступает возможность заключения особых процессуальных (пророгационных и дерогационных) соглашений, позволяющих сторонам контракта выбирать не только применимое к договору право, но и юрисдикционный орган, компетентный рассмотреть спор из данного контракта. В целом требования к таким процессуальным соглашениям аналогичны требованиям, предъявляемым к соглашениям о выборе применимого права 1.
1 Требования к процессуальным соглашениям определены нормами ГПК и АПК, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом».
- Акцессорные обязательства, носящие обеспечительный характер 1, часто сопровождают трансграничные отношения.
1 В иностранном праве акцессорные обязательства именуются также «зависимыми правовыми сделками», «дополнительными обязательствами», «дополнительными обязательствами для обеспечения договора», а также «побочными правами».
Материально правовое регулирование универсального характера отсутствует. Единые нормы созданы для отношений морского залога 1, положения об акцессорных сделках действуют для отдельных видов договоров 2. Для некоторых обеспечительных сделок встречаются рекомендательные акты 3.
1 Конвенция о морских залогах и ипотеках (Женева, 6 мая 1993 г.; вступила в силу для РФ с 5 сентября 2004 г.).
2 Например: Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 16 ноября 2001 г.; вступила в силу для РФ с 1 сентября 2011 г.), и др.
3 Например: Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспечительным сделкам (2010 г.).
Коллизионный аспект. В России отсутствуют специальные нормы, определяющие право, применимое к акцессорным сделкам, что влечет применение общих правил: закона автономии воли сторон или закона тесной связи.
Для определения применимого права к обеспечительным сделкам по закону тесной связи используется два подхода: применение самостоятельных коллизионных привязок либо подчинение праву, применимому к основному обязательству. В России установлены самостоятельные коллизионные правила для отношений поручительства и залога (п. 2 ст. 1211 ГК, ст. ст. 424, 425 КТМ): при отсутствии соглашения сторон о применимом праве надлежащий правопорядок определяется на основе критерия характерного исполнения. Таким образом, для поручительства применимым оказывается право поручителя, а залог по общему правилу подчиняется праву залогодателя. Но существуют и субсидиарные правила для залоговых отношений. Так, если предметом залога оказывается недвижимость, то применимым становится право страны нахождения этого имущества или его государственной регистрации (ст. 1213 ГК, ст. 425 КТМ). Если же предмет залога это денежные средства на банковском счете, то применимое право будет определяться по нахождению коммерческого предприятия банка, обслуживающего банковский счет.