1.6. Коммерческая организация является инструментом, посредством которого осуществляется участие в гражданском обороте, и как всякий инструмент он направлен на удовлетворение некоторых потребностей. Среди многочисленных утилитарных функций, которые выполняет конструкция юридического лица, допустимо выделить те из них, которые наиболее характерны именно для коммерческой организации и определяют существо и содержание нормативного регулирования.
Во первых, конструкция коммерческой организации позволяет ограничить риск участия в предпринимательской деятельности размером имущественного взноса участника. Избрав такую форму осуществления экономической деятельности и внеся в качестве взноса некоторый имущественный вклад, лицо может быть уверено в том, что в случае экономической неудачи проекта личное имущество не будет подвергнуто взысканию кредиторов, а его риск ограничен размером имущественного взноса. Подобное отграничение имущественной массы юридического лица от имущества его учредителя принято именовать «принципом сепарации» 1.
1 Отношение к принципу сепарации является неоднозначным, существует вполне обоснованное мнение, что ограничение имущественной ответственности способно причинить существенный вред интересам кредиторов и действительно причиняет таковой. Вместе с тем следует признать, что именно принцип сепарации стимулирует предпринимательскую активность, побуждает к началу коммерческих проектов. Так или иначе, следует предположить, что отказ от принципа сепарации в отношении коммерческих организаций недопустим, поскольку его отсутствие принесет радикально более негативные последствия, чем его наличие, это своего рода «необходимое зло».
Во вторых, юридическая конструкция коммерческой корпорации представляет собой инструмент, позволяющий организовать взаимодействие и согласовать разнонаправленные интересы самой корпорации, интересы ее участников и менеджмента. В правоприменительной практике признано, что корпорации построены на демократических принципах управления 1, которые заключаются в том числе и в том, что большинство имеет возможность подавить, подчинить волю меньшинства.
1 , например: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 3 П.
Юридическая конструкция коммерческой корпорации содержит в себе компенсационные механизмы, позволяющие устранить несправедливость, которая проистекает из возможности подавления воли меньшинства, ограничить произвол доминирующего большинства, в частности: право выхода из корпорации, в том числе и в случае, если принятое большинством решение правомерно ограничивает интересы меньшинства 1; различные пороги голосования (принятие решений простым или же квалифицированным большинством) 2; право обжалования решений, которые нарушают права меньшинства или же самой корпорации, в том числе и по мотиву экономической нецелесообразности таковых 3. С другой стороны, имеются и правила, которые не допускают такое осуществление меньшинством своих прав, которое бы в значительной степени причиняло ущерб самой корпорации и большинству 4.
1 , например: п. 1 ст. 26, ст. 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; гл. IX Закона об акционерных обществах.
2 , например: п. 2 ст. 8, п. 8 ст. 37, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 2 ст. 7.1, п. 3 ст. 29, п. 4 ст. 32 Закона об акционерных обществах.