На общем собрании членов кооператива каждому члену кооператива принадлежит один голос независимо от размера принадлежащего ему пая. В отношении общего собрания членов кооператива применяется понятие «кворум, который составляет по общему правилу 50% от общего числа членов кооператива, большинство для целей определения принятия решения по общему правилу считается от присутствующих на собрании.
Решение общего собрания членов кооператива оформляется протоколом.
По усмотрению членов кооператива с количеством членов более 50 в кооперативе может быть создан наблюдательный совет, задачей которого является контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива (ст. 16 Закона о производственных кооперативах). Компетенция и порядок деятельности наблюдательного совета определяются уставом.
Состав и компетенция исполнительных органов определяются уставом кооператива, значимые ограничения в законе не установлены. Создание коллегиального органа управления (правления) является обязательным в случае, если в кооперативе более 10 членов, при этом в уставе должны быть определены вопросы, которые решаются единоличным исполнительным органом и которые разрешаются на основании коллегиального решения. В состав исполнительных органов могут входить исключительно члены кооператива.
- Унитарные предприятия.
9.1. Легальное понятие унитарного предприятия содержится в п. 1 ст. 113 ГК: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение унитарных предприятий:
унитарное предприятие не является корпоративной организацией;
унитарное предприятие является формой участия публично правовых образований в предпринимательском обороте;
унитарное предприятие является консервативной организационно правовой формой.
9.2. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК, а также Законом об унитарных предприятиях.
Регулирование отношений, которые возникают между учредителем унитарного предприятия и самим унитарным предприятием, основано на императивном методе правового регулирования, значимая свобода усмотрения при определении правового положения унитарного предприятия в его учредительных документах отсутствует.
9.3. Правоспособность унитарного предприятия является специальной, что обусловлено исключительностью такой организационно правовой формы. Публично правовое образование крайне опасный участник предпринимательского оборота, поскольку он не только вступает в отношения с другими коммерсантами, но и создает правила такого оборота. Соответственно, без действительной, основанной на нормах публичного права и функциях публичной власти, на то потребности государство не должно участвовать в обороте в качестве предпринимателя. Четко указанная идея проводится в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, который содержит закрытый перечень случаев, в которых может быть создано унитарное предприятие. Цель создания унитарного предприятия, определенная с соблюдением требований, установленных законом, обозначается в уставе такого предприятия, она определяет его специальную правоспособность и именно указанную цель и должно преследовать в своей деятельности такое предприятие. Выход за пределы правоспособности унитарного предприятия причиняет вред тому публичному интересу, который преследуется созданием унитарного предприятия, а также с учетом особенностей его учредителя способен причинить существенный вред имущественным интересам прочих участников гражданского оборота.