1 Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2014. С. 433 — 444 (автор — В.И. Качалов).
11.4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
Виды принимаемых решений по сообщениям о преступлениях
На стадии возбуждения уголовного дела процессуальная деятельность в уголовно-процессуальном законе обозначена юридическим понятием «рассмотрение сообщения о преступлении».
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Они должны принять все меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Содержание стадии возбуждения уголовного дела:
— получение и фиксация информации о преступлении;
— разрешение вопроса о том, является ли сообщение о готовящемся или совершенном преступлении законным поводом к возбуждению уголовного дела;
— установление обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела;
— принятие мер для предупреждения или пресечения преступления;
— принятие мер для закрепления и сохранности следов преступления;
— осуществление действий для проверки наличия основания к возбуждению уголовного дела, на которое указано в источнике информации, а также тех фактов, о которых получены сведения из сообщения о преступлении, и признаков преступления;
— передача сообщения по подследственности.
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их согласно УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве, получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Срок производства проверки сообщения о преступлении, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, не должен быть более 3 суток. Данный срок проверки может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя до 10 суток с момента принятия сообщения о преступлении. Если необходимо произвести ревизии, документальные проверки, судебные экспертизы, исследование предметов, документов, трупов, а также провести оперативно-розыскные мероприятия, то руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием фактических обстоятельств для продления.
Существует несколько иной порядок проверки сообщений о преступлениях в сфере экономической деятельности, в частности, это касается составов, предусмотренных ст. 198 — 199.1 УК РФ. Если поступило из органа дознания сообщение о преступлениях, предусмотренных данными статьями Уголовного кодекса РФ, то следователь при отсутствии основания для отказа в возбуждении уголовного дела согласно ч. 7 ст. 144 УПК РФ не позднее 3 суток с момента поступления сообщения обязан направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, следующие документы: копию сообщения о преступлении, предусмотренного ст. 198 — 199.1, с приложением соответствующих документов; предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения материалов следователя не позднее 15 суток с момента их получения принимает одно из следующих решений: направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и сборам, если по результатам раннее произведенной проверки налоговым органом вынесено вступившее в законную силу решение налогового органа; информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах; информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в законную силу.