В результате Судебной реформы 1864 г. полиция стала выполнять только функции первоначального дознания, которое было необязательным, а центральной фигурой предварительного расследования стал судебный следователь. По окончании предварительного расследования судебный следователь знакомил обвиняемого с материалами уголовного дела и передавал все материалы прокурору. Последний или прекращал уголовное преследование, или направлял уголовное дело в суд. Судебное разбирательство могло проводиться в том числе и с участием присяжных заседателей. Не вступившие в законную силу приговоры суда могли обжаловаться в апелляционной и кассационной инстанции. После вступления приговора в законную силу его пересмотр был возможен только в случае возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам, что происходило крайне редко.
Таким образом, вследствие Судебной реформы 1864 г. инквизиционный уголовный процесс сменился смешанной формой уголовного судопроизводства, получившей достаточное распространение в континентальной Европе.
Переломным моментом в истории отечественного уголовного процесса стал 1917 г. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднялась вся система уголовного судопроизводства, существовавшая ранее. Появился советский суд, состоявший из постоянного судьи и двух народных заседателей, апелляция была заменена кассацией, а единоличное рассмотрение уголовных дел коллегиальным.
Первые очертания советской модели уголовного судопроизводства были закреплены в Декрете о суде № 2 от 22 февраля 1918 г. Этим Декретом снимались формальные ограничения на использование доказательств, отменялось принесение присяги свидетелями, вводились следственные комиссии, которые должны были проводить следствие по наиболее сложным делам. В этот же период были созданы революционные трибуналы, задачей которых была борьба с контрреволюцией и саботажем.
Судам разрешалось применять нормы, закрепленные в УУСе в той части, в которой это не противоречило декретам советской власти и правосознанию трудящихся. 30 ноября 1918 г. эта практика была прекращена в связи с принятием Положения о народном суде, прямо запрещающего применение норм Устава уголовного судопроизводства.
Первый советский Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 г. Менее чем через год, 15 февраля 1923 г., его редакция была обновлена, и далее уголовно-процессуальное законодательство не претерпевало кардинальных изменений вплоть до 1961 г.
УПК РСФСР 1923 г. ввел в уголовное судопроизводство новую стадию — стадию возбуждения уголовного дела, целью которой была проверка на наличие признаков преступления, что позволяло начать производство дознания или предварительного следствия. Уголовное дело мог возбудить не только прокурор, следователь или орган дознания, но и суд. Судебное разбирательство было достаточно дифференцированным, поскольку допускалась сокращенная форма судебного следствия, если обвиняемый признавал свою вину. Еще более простой формой судебного разбирательства было вынесение судебного приказа. Не вступивший в законную силу приговор мог быть проверен в кассационном порядке, а вступивший — в порядке надзора. Таким образом начала формироваться нормативная советская модель уголовного судопроизводства.