Конституционный Суд РФ также указал на то, что определение категорий уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, равно как и изменение ранее установленной подсудности, составляет исключительную компетенцию федерального законодателя, в связи с чем при необходимости он вправе подвергать корректировке соответствующие правила подсудности.
Если хотя бы один из обвиняемых, имеющих право на суд присяжных, заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в таком составе, при отсутствии возражений со стороны других обвиняемых либо при невозможности выделить материалы уголовного дела в отношении лиц, возражавших против такого ходатайства, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, возражающих против рассмотрения их дела судом присяжных, возможно, только если отсутствуют препятствия для всесторонности и объективности судебного рассмотрения выделенного дела.
Наличие в материалах уголовного дела ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является основанием для проведения предварительного слушания. Так, согласно п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК РФ предварительное слушание проводится для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Порядок проведения предварительного слушания предусмотрен ст. 234 УПК РФ. Вместе с тем в ст. 325 УПК РФ законодатель определил особый порядок проведения предварительного слушания, в ходе которого разрешаются вопросы, связанные с необходимостью выделения материалов уголовного дела в отношении лиц, отказавшихся от суда присяжных, если в нем участвует несколько обвиняемых.
В ходе предварительного слушания обвиняемому разъясняется положение о том, что постановление судьи о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей является окончательным и последующий отказ подсудимого от суда присяжных не принимается.
К примеру, уголовное дело в отношении осужденного Д. было рассмотрено по его ходатайству судом присяжных. После отмены оправдательного приговора в отношении его он заявил, что отказывается от суда присяжных и просит рассмотреть его дело судом в составе федерального судьи. Данный отказ в силу указанного выше положения закона не был принят, и дело окончательно рассмотрено судом с участием присяжных заседателей.
В постановлении судьи о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание. Также в данном постановлении указывается, открытым или закрытым будет судебное заседание. Если судья признает необходимость проведения частично закрытого заседания, он обязан указать в постановлении, в какой части судебное заседание будет закрытым.
23.3. Формирование коллегии присяжных заседателей
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон о присяжных заседателях) до 1 июня 2017 г. рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей допускается в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. С 1 июня 2017 г. к указанному перечню добавятся районные суды и гарнизонные военные суды, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории РФ.