Юридическая природа иммунитета предопределяется целями, поставленными перед институтом, и его общим политическим и социальным значением. Специальные изъятия в порядке исполнении правовых норм (в том числе и процессуальных), распространяющие своей действие на определенный круг лиц, устанавливаются в законодательстве государства для защиты общественной безопасности, а не для создания привилегированного положения каким-либо индивидам. То есть иммунитет выступает не как привилегия в узком понимании слова, а как особый институт публичного права, занимающий свою нишу в общей правовой системе конкретной страны.
В УПК РФ понятие «иммунитет» напрямую не соотносится с особенностями производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, закрепленных гл. 52 УПК РФ. Однако, исходя из решений Конституционного Суда РФ, появляется возможность установить его связь с уголовно-процессуальными нормами. Так, в отдельных определениях Конституционного Суда РФ встречаются два понятия — «иммунитет» и «неприкосновенность» 1.
1 См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Законодатель использует понятие «неприкосновенность» в законодательстве РФ, в то время как «правовой иммунитет» не встречается в «чистом» виде в нормативных правовых актах. Термин «неприкосновенность» используется в Конституции РФ: в нормах, регламентирующих неприкосновенность Президента РФ (ст. 91), депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 98) и судей (ст. 122). Кроме того, в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих деятельность таких субъектов, как правило, дополнительно раскрывается содержание гарантий лиц, обладающих неприкосновенностью, например, в ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Неприкосновенность не является свойством или элементом правового иммунитета, а представляет собой его особый вид, чье содержание во многом выходит за пределы уголовно-процессуального права. К примеру, в указанной ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» неприкосновенность предусматривает не только специальный порядок привлечения судей к уголовной ответственности, но и особый порядок привлечения к административной ответственности, то есть понятие «неприкосновенность» имеет межотраслевой характер.
Выступая видом правовых иммунитетов в уголовно-процессуальном праве, неприкосновенность не является привилегией лица, которому она предоставляется, и в то же время выступает в роли исключения из принципа правового равенства. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша», анализируя неприкосновенность судей, указывает: «Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия». Кроме того, в этом же решении констатируется, что «судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия».