В свою очередь, у депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления процессуальный порядок начала их уголовного преследования не столь сложен и многоэтапен, как у членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. На основании п. 9 и 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ процессуальные решения о возбуждении уголовного дела или привлечении таких лиц в качестве обвиняемых принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
При производстве по делу в отношении таких лиц необходимо руководствоваться еще одной правовой нормой, не закрепленной в УПК РФ. Так, для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ п. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает: депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральными законами. Аналогичными правами обладают и депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления (см. ч. 9 ст. 40 вышеуказанного Закона).
Законодатель также предусматривает специальные правовые иммунитеты не только для действующих представителей законодательных органов, но и кандидатов в них. В частности, специальными процессуальными гарантиями защиты от необоснованного уголовного преследования обладают и зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, а также зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В силу п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК РФ возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы производится в общем порядке, но данные процессуальные решения будут правомерны только при получении согласия Председателя Следственного комитета РФ. В свою очередь, при принятии таких процессуальных решений в отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ требуется согласие руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 54 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы или привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу Председатель Следственного комитета РФ обязан известить об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Аналогичные правила закреплены и в п. 4 ст. 41 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где указано, что при даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.