Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Исключением из этого правила являются основания для прекращения, содержащиеся в ст. 25 УПК РФ. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если преступление совершено впервые и лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Таким образом, изначально потерпевший выдвигает обвинение в связи с совершенным в отношении его преступным деянием и в дальнейшем участвует в осуществлении уголовного преследования в публичном порядке. Производство по делам частно-публичного обвинения осуществляется в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Защита прав и свобод человека в Российской Федерации является не только частным делом личности, она обеспечивается государством. Поэтому в ряде случаев уголовные дела частного и частно-публичного обвинения могут быть возбуждены должностными лицами (руководителем следственного органа, следователем, дознавателем с согласия прокурора) и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, когда преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния не может защищать свои права и законные интересы, а также в случае, если преступление совершено лицом, данные о котором неизвестны. Уголовные дела, возбужденные должностными лицами, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке, потому как независимо от волеизъявления потерпевшего или его законного представителя.
Специфическую разновидность частно-публичного уголовного преследования представляет привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации. Статья 23 УПК РФ предусматривает возможность осуществления уголовного преследования по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, или с его согласия в случае, если преступление, предусмотренное гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201 — 204), причинило вред интересам исключительно такой организации и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества, государства. Данная норма относится к разновидности частно-публичного порядка уголовного преследования, поскольку возбуждение уголовного дела зависит от волеизъявления лица, пострадавшего от преступных действий, но прекращению в случае примирения сторон не подлежит. Вместе с тем имеются и отличия от общего порядка частно-публичного обвинения уголовного преследования, осуществляемого в порядке ст. 23 УПК РФ. Отличия заключаются в следующем:
1) поводом для привлечения к уголовному преследованию является волеизъявление юридического, а не физического лица, причем определенного вида юридического лица — коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием;