Часть 1 ст. 40 УПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень органов дознания, а именно:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Часть 2 ст. 40 УПК РФ устанавливает, что на органы дознания при осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности, связанной с уголовным преследованием, возлагаются:
1) осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
3) возбуждение уголовного дела;
4) осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.
Понятие «орган дознания» рассматривается в широком и узком смыслах.
Орган дознания (в широком смысле) — это субъект, наделенный процессуальными полномочиями и сопутствующими им функциями (не только уголовно-процессуальными, но и иными: оперативно-розыскными и т.д.).
На практике орган дознания как орган расследования конкретных уголовных дел представляет собой специальное формирование, состоящее из двух или более субъектов: начальника учреждения и одного или нескольких должностных лиц, которым поручено производство дознания.
Орган дознания (в узком смысле) — носитель исключительно уголовно-процессуальных полномочий, и понимание термина ограничивается лишь юридической стороной.
При этом, рассматривая его сущность, необходимо определить, кому принадлежат соответствующие полномочия по праву. Таким образом, говоря об органе дознания как о субъекте процессуальных прав и обязанностей, законодатель, независимо от того, называется ли определенное учреждение или его руководитель, подразумевает, что в рамках указанных действий вся полнота полномочий принадлежит его начальнику. Из этого следует: если полномочие вправе осуществить только орган дознания, оно не может быть реализовано без ведома начальника (руководителя) этого органа, так как в ином случае оно лишается надлежащей юридической силы.
Помимо вышеизложенного в основу понятия «орган дознания» заложен принцип организационной деятельности государственных органов — принцип единоначалия.
Принцип единоначалия означает, что руководящее должностное лицо органа дознания принимает необходимые быстрые и оперативные процессуальные решения на текущие события. Характерной чертой этого принципа является персональная ответственность за принятие решений и проведение их в жизнь. |
Руководитель органа дознания (учреждения правоохранительного органа либо отнесенной законом иной организации или учреждения органа дознания) обладает полным объемом полномочий, которыми закон наделяет орган дознания. Таким образом, начальник органа дознания является еще одним участником уголовного процесса.
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ). |
Обладать статусом начальника органа дознания могут должностные лица органа дознания, правоохранительных органов исполнительной власти, которые вправе осуществлять производство дознания (возбуждение уголовного дела, производство дознания, производство неотложных следственных действий). В этом случае начальник органа дознания или его заместители обладают правом делегировать (передавать) уголовно-процессуальные полномочия соответствующим должностным лицам органов дознания.