Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства определяется общими правилами, содержащимися в ч. 1 ст. 3 УПК РФ, за исключением случаев, указанных в ч. 2 этой же статьи. Так, в соответствии с требованием ч. 1 ст. 3 УПК РФ производство по уголовным делам по преступлениям, совершенным иностранцами, а также лицами без гражданства на территории РФ, осуществляется в соответствии с правилами УПК РФ.
Действие уголовно-процессуального закона в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности. Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.
С определенными оговорками нормы УПК РФ могут применяться и в отношении некоторых российских граждан. Это круг лиц, занимающих определенные должности, которые в силу статуса неприкосновенности могут привлекаться к уголовной ответственности при соблюдении установленных правил, предусмотренных не только уголовно-процессуальным правом, но и другими его источниками. Такое положение закона не есть какая-то персональная привилегия, оно обеспечивает определенному кругу лиц независимость при осуществлении государственных функций.
Например, при отправлении правосудия должен быть обеспечен принцип независимости судьи, с тем чтобы он мог принимать решения без какого-либо влияния извне. Только такое положение судьи обеспечивает возможность принятия им законного, обоснованного и справедливого решения. Принцип независимости судьи проявляется в определенных гарантиях как в отношении действующих судей, так и находящихся в отставке.
Говоря о пределах действия уголовно-процессуального закона, следует затронуть проблему аналогии в уголовно-процессуальном праве. Аналогия в праве существует в двух разновидностях: аналогия права и аналогия закона. В уголовном судопроизводстве допускается аналогия закона.
Аналогия закона — способ разрешения пробела в праве с помощью применения к правоотношению нормы, регулирующей сходные правоотношения. |
В УПК РФ нет норм, регулирующих институт аналогии, однако аналогия закона применяется на практике как способ преодоления пробелов в уголовно-процессуальном праве. Законодательная власть не успевает за быстро развивающимися общественными отношениями, в том числе и за уголовно-процессуальными. И в этой связи возникает определенная необходимость на практике заполнить процессуальные пробелы аналогией закона.
Например, в ч. 2 ст. 44 УПК РФ закреплено право гражданского истца на предъявление гражданского иска после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия с освобождением от уплаты государственной пошлины. Однако УПК РФ не закрепляет требований к форме и содержанию искового заявления, подаваемого в рамках уголовного судопроизводства. Устранение данного пробела возможно за счет применения ст. 131 и 132 ГПК РФ, устанавливающих требования к форме и содержанию искового заявления и к прилагаемым к нему документам.